В начале прошедшей недели российское руководство еще немного порадовалось успехам наших спортсменов и блестящей организацией всех сочинских мероприятий, но олимпийские заботы уже уступили место украинским. Например, еще в прошлый понедельник, отвечая на вопросы СМИ, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев выразил сомнение в том, что его кабинету возможно будет взаимодействовать с такой украинской властью, частью которой являются люди в масках и с оружием. Напомним, что в те самые дни президент Владимир Путин никаких определенных слов на украинский счет не произносил. Однако именно тогда началась серия его телефонных переговоров с различными зарубежными лидерами, которая и завершилась жестким разговором с президентом США Бараком Обамой в ночь с субботы на воскресенье.
Но после совещания с постоянными членами Совета безопасности РФ, которое прошло 25 февраля и открыто было названо посвященным событиям в соседнем государстве, маховик вмешательства пошел на раскрутку. Любопытно, что еще в начале прошедшей недели даже Госдуме было, очевидно, не разрешено высказывать жесткую точку зрения. Депутаты ждали итогов российского Совбеза, планируя затем провести свое закрытое заседание по Украине. Однако события там опрокинули все эти размеренные планы – в результате, как известно, вечером в субботу Совет Федерации уже голосовал за разрешение президенту использовать российские войска за рубежом, а конкретно – в Украине, а точнее – в Крыму. Госдума же успела прицепиться к процессу выработки общегосударственного решения таким образом – в середине дня субботы Совет нижней палаты фактически стал тем органом власти, который официально попросил главу государства не стесняться в выборе средств для защиты жизни и интересов российских граждан на территории разваливающегося на части соседа.
Впрочем, кроме внешнеполитических забот российская власть не забыла и о внутренних проблемах. В стране начался настоящий процесс, если так можно выразиться, «антиукраинизации». Президент, скажем, продолжил укрепление губернаторского корпуса – некоторые главы регионов получили отказ в продлении контрактов, другие же стали исполняющими обязанности. Кстати, назначение врио губернатора Орловской области представителя КПРФ Вадима Потомского явно связано не только с желанием Кремля сделать приятное лидеру Компартии Геннадию Зюганову на его малой родине. Без сомнения, дальнейшее закрепление коммунистов во властном истеблишменте – это ответ на всеукраинский раздрай. Точно так же, как и вроде бы одобренное президентской администрацией предложение Владимира Жириновского о создании института «почетных сенаторов». Места 16 членов СФ, назначаемых президентом, предполагается давать людям, хорошо послужившим российскому государству без разбора их политической ориентации.
Приметы «антиукраинизации» можно было увидеть на прошедшей неделе и в показательно жестком пресечении акций протеста в ходе оглашения приговора по «болотному делу» и после него. Тем более что часть митинговавших как нарочно кричала что-то хорошее об Украине и плохое – о России. Любопытно, что сам приговор оказался и не жестоким, и не мягким, а так – середина на половину. И это тоже некий определенный жест если и не примирения, то демонстрации властью нежелания плодить радикалов. Другое дело, что сами наши радикалы, похоже, сейчас как раз украинской «майданизацией» воодушевлены.
Так что для них и им подобных, а также вообще в общепрофилактических целях в России идет фаза очевидного ужесточения полномочий государства. И одна из основных целей этого процесса – Интернет. Усиление контроля над Всемирной сетью происходит постепенно и по вполне достойным поводам. Вот, скажем, бороться с пиратами же нужно не только в сфере видеоинформации – музыка, книги и компьютерный софт тоже нуждаются в защите. Или, к примеру, какой же патриот будет против того, чтобы спецслужбы заранее выявляли террористов в соцсетях, а их спонсоров – в системе электронных платежей.