Фото Reuters
Политика президента США Барака Обамы в отношении КНР очень напоминает китайские рецепты приготовления еды. Как известно, важнейший принцип китайской кухни – контрастное сочетание вкусов: кислого и сладкого, а то и одновременно острого и соленого. На минувшей неделе в отношениях этих двух стран преобладала горчинка. В пятницу в Белом доме побывал тибетский духовный лидер далай-лама. Американская администрация не делала секрета из подготовки визита, при этом подчеркивалось, что пребывание далай-ламы в США не является каким-либо изменением политики в отношении Китая и встреча с президентом не означает поддержку сепаратизма. Предшественники Обамы неизменно принимали в Белом доме главу тибетских буддистов.
Однако в Пекине ныне к власти пришло новое поколение лидеров, и они рассчитывали добиться отказа Вашингтона от проведения встреч с далай-ламой. Но предостережения и протесты не подействовали. Встреча состоялась, но только не в Овальном кабинете, являющемся официальным кабинетом президента, а в Комнате с картами, менее значимом помещении. Подобная тонкость подразумевала, что встреча носит полуофициальный характер.
И в отчетах о встрече подчеркивалось, что Обама исходит из того, что Тибет – часть Китая, и даже сам далай-лама не затрагивал в беседе тему независимости. Вместе с тем американской аудитории пояснялось, что мероприятие служило защите прав тибетцев.
Подобные тонкости в трактовке цели мероприятия не могли удовлетворить китайскую сторону. В МИД КНР был вызван временный поверенный в делах США, и заместитель министра выразил ему официальный протест. По его словам, прием далай-ламы в Белом доме – «грубое вмешательство в политическую жизнь Китая», которое нанесет вред отношениям между двумя странами. Китайская газета Global news назвала подобные визиты «раздражителем» в двусторонних отношениях.
Остроту «раздражителя» должен был смягчить проходивший в это же время визит в Пекин начальника штаба Армии США, то есть по-нашему командующего Сухопутными войсками, генерала Рэя Одиерно. Появившись перед журналистами после бесед с китайскими генералами, этот высокий и грузный крупный военный в мундире с несколькими рядами орденских планок был чрезмерно благодушен. Он всячески подчеркивал важность и огромную пользу для обеих сторон от контактов в военной области.
Между тем американская печать вовсю обсуждала откровения офицера Военно-морской разведки США, сделанные за неделю до этого на конференции по вопросам стратегии в Сан-Диего, портовом городе, где находится крупнейшая на тихоокеанском побережье база ВМС США. Капитан 1 ранга Джеймс Фаннел, возглавляющий службу разведывательных и информационных операций Тихоокеанского флота США, поделился с участниками конференции под названием «Запад-2014» результатами анализа боевой подготовки китайских Вооруженных сил. По его словам, он показал, что учения китайских ВМС убеждают в том, что китайцы готовят своих военных к «быстрой, решительной» войне с Японией. «Китайский флот, – отметил офицер, – не ограничивается подготовкой к решению традиционной задачи установления контроля континентальной части Китая над Тайванем». «Мы наблюдали десантные и межокружные учения «Миссия-2013» и пришли к заключению, что НОА (Народно-освободительная армия) получила новую задачу. А именно – быть способной провести короткую, решительную войну по уничтожению японских сил в Восточно-Китайском море».
Начальник разведслужбы также предсказал, что в нынешнем или будущем году Пекин объявит в районе Южно-Китайского моря такую же зону извещения ПВО, какую он ввел ранее в Восточно-Китайском море.
Официальный представитель Пентагона контр-адмирал Джон Кирби, которого на очередной пресс-конференции в Пентагоне попросили подтвердить слова морского офицера, уклонился от уточнений. Однако из печати стало известно, что именно в это время в Калифорнии проводились совместные учения американской морской пехоты и японской армии, направленные на освобождение морского побережья от условного противника. По сообщению New York Times, учения проходят с 2006 года. Тогда в них приняли участие 25 японских военных. В нынешних же учениях длительностью один месяц принимают участие уже 250 японских солдат, прибывших со всей техникой. Учения завершаются в нынешний понедельник.