Политика входит в немногие виды деятельности, в которых каникул не бывает. Во всяком случае, в США это так. Накануне Нового года и вслед за празднованиями нехватки сюжетов о политике и политиках там не наблюдалось. Самые интересные касались нынешнего президента страны Барака Обамы и претендентов на его место, участников президентской гонки 2016 года – она уже идет, правда пока неофициально.
В начале января губернатор штата Нью-Джерси Крист Кристи, ведущий претендент на пост президента США среди политиков-республиканцев, признал вину своих подчиненных, которые устроили транспортный коллапс в городке Порт-Лири на подступах к Нью-Йорку. По словам Кристи, сам он якобы ни при чем. Однако пресса подозревает, что это было сделано с целью навредить неугодному для губернатора мэру городка. Даже показательное увольнение одной из помощниц Кристи не сняло с него подозрений в политиканстве, и это может серьезно помешать выдвижению кандидатуры Кристи на президентский пост.
Политикам-демократам досталось от бывшего министра обороны Роберта Гейтса. Ветеран госслужбы, занимавший высокие посты при республиканцах Бушах, старшем и младшем (директор ЦРУ и министр обороны), Гейтс на два года остался главой Пентагона у демократа Барака Обамы, став своего рода «мостиком» между республиканской и демократической администрацией. Всегда подчеркнуто невозмутимый, Гейтс казался символом уравновешенности и спокойствия, но в действительности под непроницаемой внешностью бурлил вулкан чувств. В книге «Долг: мемуары министра войны», с которой еще до ее выхода в свет ознакомились журналисты ряда изданий, содержится немало критических замечаний, порой и не без сарказма, по поводу политического курса Вашингтона, нравов, царящих в американской столице.
Неожиданно звучит со стороны бывшего главы военного ведомства суждение, что США во внешних делах слишком часто полагаются на вооруженную силу, причем в качестве примера приведены Ирак, Ливия и Сирия. Гейтс считает, что органы власти дезорганизованы: сенаторы и конгрессмены руководствуются интересами своих округов, а не всей страны и ведут себя с представителями исполнительной власти как инквизиторы. Белый дом мелочно вмешивается в работу ведомств.
С критическим запалом экс-министр говорит и лично о президенте Обаме. Он вспоминает о совещании в ситуационной комнате Белого дома, посвященном обсуждению предложения об усилении воинского контингента в Афганистане. На нем Обама высказывал недоверие как американскому командующему генералу Дэвиду Петреусу, так и президенту Афганистана Хамиду Карзаю. Было видно, отмечает Гейтс, что Обама, соглашаясь с предложением об усилении численности войск, в то же время не верит во вверенную им миссию.
«Когда я там сидел, я думал: президент не доверяет командующему, не терпит Карзая, не верит в его собственную стратегию и не считает, что причастен к этой войне. Для него главное – уйти оттуда», – пишет Гейтс. В связи с этим он вспоминает, что по признанию самого Обамы, его более ранние выступления против войны в Ираке имели политическое предназначение. По словам Гейтса, Хиллари Клинтон также признавала политическую подоплеку ее антивоенных высказываний. В своих мемуарах Гейтс также сообщает, что спецпредставитель США Роберт Холбрук пытался не допустить переизбрания Карзая президентом Афганистна в 2009 году, хотя официально Вашингтон его поддерживал и всячески превозносил демократический процесс.
Самый хлесткий отзыв достался вице-президенту США Джозефу Байдену. У Байдена отсутствует «базовое» здравое суждение, считает экс-министр. Так, говоря о стратегии ведения войны в Афганистане, он предложил ограничиться ударами издалека по главарям боевиков. Гейтс считает это «хлопаньем по мотылькам», а никак не долгосрочной стратегией. «Я думаю, что он был неправ почти по каждому важному вопросу внешней политики и национальной безопасности за последние четыре с лишним десятилетия», – пишет Гейтс.
Трудно представить более резкие слова в адрес политика, всю свою карьеру занимавшегося вопросами внешней политики и безопасности в качестве члена, а затем и председателя сенатского комитета по иностранным делам, а позднее вице-президента США. И именно на этот послужной список Байден пытается опереться в борьбе за президентский пост.