На Токийской бирже курс акций пошел вверх, отражая улучшившиеся перспективы экономики. Фото Reuters
Главные события в мировой экономике на прошлой неделе происходили не на Кипре, как считают европейцы, а в Японии. Вторая экономика мира в одночасье изменила свою финансовую политику, которой следовала последние 20 лет. В четверг новый глава Банка Японии Харухико Курода объявил о планах удвоения в течение двух лет денежной массы, находящейся в обращении. Это делается в форме приобретения банком государственных облигаций, но, по сути, является печатанием денежных купюр. Напечатают столько же иен, сколько их имеется сейчас.Нельзя сказать, что это решение застало всех врасплох. Его ожидали. Премьер-министр Японии Синдзо Абе, придя к власти полгода назад, ясно дал всем понять, что изменит финансовую политику. Для этого пришлось пригласить нового директора Центробанка. Новый план направлен не просто на преодоление трудностей, связанных с нынешними глобальными финансовыми проблемами, а нацелен на избавление экономики от тормозящей ее развитие уже почти 20 лет дефляции. Дефляция – состояние экономики, противоположное инфляции. Для нее характерны застой цен, а часто даже снижение оптовых цен, низкий банковский процент и в то же время застой. Сдвинуть экономику с места, подтолкнуть ее рост практически нечем. Падают зарплаты и уровень потребления.
В состояние дефляции Япония попала не по своей воле. В разгар японского экономического чуда главный партнер этой страны был страшно обеспокоен своим негативным сальдо в торговле с Японией. Вашингтон смог уговорить Токио повысить курс японской валюты – иены. Это было сделано по соглашению «Плаза» (по названию отеля в Нью-Йорке) от 22 сентября 1985 года. Последствия этого перекоса в торговле были исправлены, но постепенно японская экономика погрузилась в состояние дефляции.
Токио долго не решался пойти на меры, направленные на снижение обменного курса иены. Но пойти на этот шаг помог пример США. С началом ипотечного кризиса в 2007 году Вашингтон пошел на крупномасштабное «количественное смягчение», аналогичное нынешнему японскому. Федеральная резервная система поэтапно запустила в оборот дополнительно 2,3 трлн. долл. Таким образом США смогли противостоять кризису, не обращаясь за помощью ни в МВФ, ни куда-либо еще.
В любом случае пример США ныне используется японцами. Не остановил Токио и призыв недавнего совещания «двадцатки» в Москве не затевать валютных войн. Более того, Токио увидел, что «двадцатка» фактически не стала на пути намеченной в Японии финансовой реформы.
Как предсказывают западные СМИ, нынешнее решение Банка Японии отразится на состоянии мировой экономики. «Наводняя свою экономику свежеотпечатанными иенами, Токио пытается выбить ее из 20-летнего ступора, – пишет Washington Post. – Эффект от этого амбициозного шага быстро проявится в мировой экономике. Он приведет к снижению курса японской валюты и вместе с ней цен на автомашины, электротехнику и другие товары, которые страна продает во всем мире».
Вместе с тем пассивное сальдо США в торговле с Японией может вновь возрасти. Более того, понижение курса иены не решит всех проблем японской экономики. Как отмечают эксперты, нынешний государственный долг Японии уже превысил 200% ВВП и в результате закупки Банком Японии государственных ценных бумаг он увеличится еще больше. Пока же курс иены действительно стал снижаться, а стоимость акций на Токийской фондовой бирже – расти: инвесторы считают перспективными капиталовложения в японскую экономику.