Продолжается уточнение военной реформы, которое проводит новое руководство Минобороны. Исправляются серьезные ошибки, допущенные прежним главой военного ведомства и его малокомпетентной командой. Вместе с тем закрепляются проведенные преобразования, которые были признаны жизненно необходимыми для Вооруженных сил.
Так, в воскресенье министр обороны Сергей Шойгу на встрече с полутысячей доверенных лиц президента заявил, что окончательно определена дислокация российских войск и сил на территории РФ. «У нас должно быть так размещено все, чтобы это было не просто удобно, а правильно с точки зрения оперативно-тактического размещения войск», – сказал глава военного ведомства. Он пояснил, что решение о дислокации включает размещение воинских частей, военных вузов и другой военной инфраструктуры.
Естественно, не мог он в связи с этим не коснуться болезненного вопроса о военных городках. Шойгу сообщил, что в настоящее время в стране насчитывается 2800 городков, уже не имеющих отношения к Вооруженным силам. А они требуют содержания и охраны. Министр пообещал добиться их передачи в региональную собственность вместе с землей. Ранее, напомнил Шойгу, губернаторы требовали ремонта военных городков, но в то же время с большим желанием принимали от военных землю.
Вновь зашла речь о выдвинутых недавно некоторыми политиками предложениях увеличить срок военной службы по призыву. На что нынешний министр обороны заметил: «К службе один год мы шли 20 лет, за это время, за этот год надо научить солдата, но вот кто-то вдруг решил, что это мало – надо 1,5 года». Шойгу категорически отверг возможность увеличения срока службы по призыву. Он считает такое предложение пиар-акцией: «Люди забыли, что избирательная кампания на всех уровнях уже закончилась. Угомонитесь. Потерпите пять лет, тогда будете опять кричать».
Кстати, на прошлой неделе Сергей Шойгу несколько раз заявлял, что замещение солдатских и сержантских должностей, требующих высокой технической подготовки, будет осуществляться за счет наращивания количества контрактников. Создано 10 крупных научных учебных центров, в которых предстоит готовить молодое поколение к службе в действительно современных Вооруженных силах. И главной задачей Вооруженных сил видится сегодня подготовка к приему «такой современной техники, о которой мы раньше и мечтать не могли».
Об этом говорил на воскресной встрече и руководитель администрации президента Сергей Иванов, сам некогда возглавлявший военное ведомство. По его словам, в федеральную целевую программу «Реформирование оборонно-промышленного комплекса» первым пунктом внесено развитие самой современной микроэлектроники. «Без использования электронной компонентной базы ни корабли, ни ракеты, ни самолеты не сделать», – отметил Иванов. Однако в России после распада СССР осталось производство только радиостойкой элементной базы, предназначенной для межконтинентальных баллистических ракет. Причем она производится в единичных экземплярах. Надо радикально изменить это положение. «Второй Прохоровки не будет никогда, – сказал глава президентской администрации. – Не будет таких сражений – по 2 тысячи танков с каждой стороны. Современная война другая. Она будет длиться два-три дня, в основном в космосе и воздухе». Так что без развития электронной компонентной базы ее просто не выиграть.
И все же это не значит, что наземная компонента Вооруженных сил теперь отодвигается на второй или даже третий план. Нет, ей на минувшей неделе тоже было уделено серьезное внимание. Вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил компании Iveco пересмотреть условия договора с итальянцами о выпуске бронеавтомобилей LMVM65 («Рысь») у нас в стране и перенести их производство на «КамАЗ». По словам вице-премьера, России не нужна отверточная сборка этих машин, и в ходе намеченного на ближайшие дни визита в Италию он предложит итальянским партнерам перенести их сборку со 172-го центрального авторемонтного завода, подведомственного оскандалившемуся «Оборонсервису», на предприятие полного производственного цикла.