Люди все меньше верят в евро, который они впервые увидели ровно 10 лет назад.
Фото Reuters
Брюссель ныне торопится. В конце недели уже был готов проект соглашения, которое сформирует «фискальный союз» – единые правила Евросоюза, касающиеся уровня налогов, бюджетных дефицитов и потолков госдолга для всех стран ЕС. Но его тут же перечеркнуло кредитно-рейтинговое агентство Fitch. По его оценке, «всесторонний план спасения евро неосуществим».
По мнению экспертов агентства, не следует ожидать, что все правительства согласятся на подобное самоограничение. И, действительно, вслед за прошедшим саммитом ЕС ряд стран, первоначально согласившихся с франко-немецким проектом, заговорили о невозможности поступиться государственным суверенитетом или отказаться от мер стимулирования экономики. Венгры, например, утверждают, что отход от их нынешней налоговой политики остановит рост экономики.
Возможно, на сомневающихся повлияли аргументы Лондона, изначально решительно отказавшихся от франко-немецкого плана.
Показательно, что Fitch сопроводил свой прогноз подкрепляющими его оценками. Агентство заявило, что собирается пересмотреть в сторону понижения на одну-две ступеньки кредитные рейтинги шести стран: Испании, Италии, Ирландии, Словении, Бельгии и Кипра. Что касается Ирландии, то ее в предыдущий период хвалили за проведение строгого режима экономии. Однако это привело лишь к усугублению экономических трудностей. Другое агентство – Moody’s – понизило рейтинг Бельгии сразу на две ступеньки.
Особенность подобных оценок состоит в том, что они «самореализуются»: снижение рейтингов ослабляет доверие инвесторов к конкретным странам и автоматически ведет к удорожанию для них получения новых займов. Их долг начинает стремительно возрастать.
Но можно ли все же спасти от развала зону евро? По оценке Fitch, единственный путь – увеличить скупку Европейским центральным банком долгов наиболее проблемных стран. Но это ведет к девальвации евро. Кстати, его курс уже начал снижаться. Для России, разместившей значительную часть резервов в евро, это грозит убытками.
Кстати, проблема оценок рейтинговыми агентствами финансового состояния тех или иных стран рассорила Париж и Лондон, до этого – в ходе военной операции в Ливии – выглядевших чуть ли не как новая Антанта. Французское руководство было крайне обеспокоено негативным прогнозом агентства Fitch для их страны. И стало намекать, что рейтинговым агентствам лучше было бы обратить свое внимание на Британию.
В конце недели министр финансов Франции Франсуа Баруэн заявил, что его «очень беспокоит» финансовое положение Британии. По его словам, судя по экономическим показателям, «сейчас лучше быть французом, чем англичанином». А премьер-министр Франсуа Фийон прямо пожаловался, что рейтинговые агентства не замечают, что финансовая ситуация Британии хуже, чем у Франции, хотя госдолг Британии выше.
Последовала перебранка в печати. Так, английский вице-премьер Ник Клегг заявил Guardian, что французы везде видят интриги «коварного Альбиона». Он посоветовал Парижу «приглушить риторику» о состоянии британских финансов.
Для России были и позитивные новости. В пятницу Всемирная торговая организация (ВТО) официально пригласила нашу страну в свой состав. Официально членом ВТО Россия станет после того, как Государственная Дума ратифицирует соглашение, предусматривающее переход нашей страны к соблюдению правил этой организации.
Российскую делегацию поздравляли участники заседания. Представитель США по ведению торговых переговоров Рон Кирк прямо заявил, что случившееся – «повод для празднования». Довольны и представители ЕС. Они считают, что членство России в ВТО позволит увеличить экспорт ЕС в нашу страну на 4 млрд. долл. в год.