Во вторник премьер-министр Владимир Путин, министр культуры Александр Авдеев, вице-премьер Александр Жуков и министр экономразвития Эльвира Набиуллина приехали на совещание в музей. Напомним, Путин высказался, что ГМИИ не должен стать долгостроем, что «не надо музей превращать в лавочку» и что все вопросы музейной концепции стоит вынести на общественное обсуждение. В этом смысле у Ирины Антоновой появился некий залог победы в спорах вокруг той самой коммерческой составляющей, неожиданно возникшей в уже утвержденной концепции музейного развития.
На музейный городок дается 23 млрд. руб. В комментарии «НГ» замдиректора ГМИИ по общим вопросам Яков Саркисов рассказал, что сейчас из пяти объектов первой очереди начато строительство одного – это продолжение Музея личных коллекций по адресу: Волхонка, 8. В начале будущего года возьмутся за подземные коммуникации, а работа по трем главным объектам этой очереди – зданию для коллекции старых мастеров, депозитарию и многофункциональному лекционному залу – отложена.
Дело застопорилось из-за несогласованного с ГМИИ предложения некоторых членов попечительского совета пересмотреть концепцию музейного развития. По информации «НГ», была идея устроить на месте Института философии предпродажную выставку частных коллекций, аукционный дом. Сверх того музей может прирасти бутиками и ресторанами, а на месте дома № 8 по Знаменскому переулку предлагают сделать пятизвездочную гостиницу с панорамным видом на Кремль. И как апофеоз – вывести депозитарий за МКАД.
Александр Авдеев считает, музейным городком должен заниматься профессиональный управляющий, а не музейный директор. Путин в ответ предостерег от повторения ситуации, аналогичной театральным конфликтам худруков с директорами. Вообще трудно себе представить человека, лучше Антоновой разбирающегося в музейных делах – все-таки она работает в ГМИИ с 1945-го.
Пушкинский оказался в ловушке, а утвержденный проект Нормана Фостера и Сергея Ткаченко, видимо, теперь под угрозой. Получается, с одной стороны, есть «Архнадзор», выступающий против многих моментов городка ГМИИ. А с другой – попечительский совет с такими вот «нововведениями». Странно получается. Ни в венском музейном квартале, ни на берлинском музейном острове ничего подобного нельзя вообразить.
Для Путина встреча, очевидно, была этапом «послевыборной» и одновременно предвыборной кампании. Что до музейных проблем – вроде бы обещали помочь. Остается пожелать стойкости Ирине Антоновой и ждать итогов общественного обсуждения к концу февраля 2012-го. Только вот год этот – уже юбилейный, когда музей должен был сдать объекты первой очереди. Теперь сроки отложены до 2014-го, а завершение строительства всего музейного городка – до 2018-го.
Из хороших новостей – на прошлой неделе одним решенным вопросом больше стало у Музеев Кремля. Во вторник на пресс-конференции, посвященной открытию в Праге выставки «Царский двор XVII века под скипетром Романовых. Сокровища Московского Кремля» Александр Авдеев сказал, что в Чехии подписан законодательный акт, гарантирующий возвращение экспонатов в Россию. Проблема заключалась в том, что из-за иска США к РФ по знаменитой библиотеке Шнеерсона культурное сотрудничество не только между этими двумя странами, но и между странами, имеющими соглашение со Штатами, осложнено и экспонатам выставок не гарантировано возвращение домой. Их могут задержать, и такая опасность была у нашей чешской выставки. Сейчас все урегулировано – экспозиция открылась. Хорошо бы, и проблемы Пушкинского тоже разрешились благополучно.