Мир бурлит. На минувшей неделе люди выходили на демонстрации, митинговали днем и ночью и даже вламывались в универмаги. В общем, это была до предела беспокойная неделя.
В Египте всю неделю продолжались массовые выступления в Каире и других городах. На площади Тахрир в столице страны собирались до 100 тыс. человек. Власти то пытались разогнать манифестантов, то извинялись за допущенную гибель людей, то давали обещания.
Дело в том, что в понедельник в Египте начинаются парламентские выборы. Однако участники массовых выступлений не верят, что это решит проблему власти в стране. Они требуют, чтобы Высший военный совет, по существу являющийся главным органом власти, отказался от намерения закрепить за военными полномочия высшего арбитра.
Эти события представляют собой некую политическую загадку. Она состоит в том, что активисты возвысившегося в результате арабской весны исламистского движения «Братья-мусульмане», на этот раз не принимали участия в организации массовых выступлений. По сообщениям из Каира, «Братья-мусульмане» достигли взаимопонимания с военной верхушкой. Они рассчитывают на то, что выборы в парламент дадут им возможность сформировать правительство.
Но кто же тогда вывел людей – в основном молодежь – на улицы городов: салафисты, стоящие на более крайних исламистских позициях, или, наоборот, либеральные группировки и партии?
В конце недели ситуация в Египте еще более обострилась. Высший военный совет назначил нового премьер-министра страны. Им стал генерал Камаль аль-Ганзури, в прошлом, при Мубараке, уже возглавлявший египетское правительство. Это еще больше разъярило толпу в центре города, которая переместилась в район правительственных зданий и попыталась не допустить нового главу правительства в свой офис. Произошли новые столкновения.
В этих условиях последовал совет египетским властям из-за рубежа. Американский Белый дом выступил с заявлением, в котором военным властям Египта предлагалось взять курс на передачу власти гражданским институтам. Газета New York Times сочла подобный жест рискованным шагом. По ее оценке, египетские военные представляют элемент стабильности в бурлящей стране. Их отстранение от власти может лишь усилить элемент непредсказуемости событий.
Однако американская администрация, похоже, лучше представляла себе движущие силы новых выступлений. Буквально вслед за объявлением о назначении аль-Ганзури новым премьером организаторы выступлений в Каире назвали своего предпочтительного премьера. Это Мухаммед аль-Барадеи, бывший генеральный директор МАГАТЭ, получивший за деятельность на этом посту Нобелевскую премию мира. Он известен как человек либеральных взглядов, пользующийся поддержкой Запада.
В других странах также происходили массовые выступления. Так, в Конго отмечены стычки избирателей, поддерживающих разных кандидатов на предстоящих президентских выборах. В Португалии состоялись манифестации против навязанного Евросоюзом режима экономии. В Бразилии и Чили – демонстрации студентов против намерения властей урезать расходы на образование.
В США вслед за традиционным Днем благодарения с его поездками к родственникам и застольем с жареной индейкой на столе последовала «черная пятница». Это особенный день для торговли, отмеченный самыми высокими в году торговыми скидками.
Американцы, как известно, не отличаются чрезмерной бережливостью. Они любят тратить деньги, делать покупки. Возможность приобрести вещи с большой выгодой превращает их шопинг в охотничью страсть. Многие покупатели провели ночь на пятницу то в очередях у дверей магазинов, то и в палатках, разбитых на соседних с магазинами газонах. Благо климат в США теплый. Некоторые магазины пожалели публику и открылись ночью. Утром у дверей универмагов была давка, а кое-где и потасовки. Есть пострадавшие. Свыше двух десятков особенно горячих покупателей арестованы.