Кэтрин Эштон вынуждена оправдываться за свою осторожность в ливийском вопросе.
Фото Reuters
Кризис и события в Северной Африке повернули вспять европейскую интеграцию. В начале недели Европу сотрясали слухи о намерении Греции покинуть зону евро и вернуться к драхме. Их запустили сами греческие власти, когда увидели, что им самим не залатать тришкин кафтан госбюджета.
Между тем для такого намерения есть причины. Дело в том, что с вступлением в зону общей валюты ее участники лишились важнейшего инструмента борьбы со спадом и повышения своей конкурентоспособности – девальвации своей валюты. Однако возвращение к ней даже одной страны грозит зоне евро развалом. Вот почему лидеры ЕС и еврозоны тряхнули мошной и решили еще раз помочь грекам.
Если греки лишь пугают, то датчане сразу пошли на решительный шаг. Они выставили на границах с Германией и Швецией таможенные посты. Данию обвинили в подрыве важнейшего достижения интеграционного процесса – возможности свободного перемещения людей в пределах Шенгенской зоны.
В зону, как известно, входят 25 стран – членов ЕС и две страны, в союз не входящие. Датчане, разумеется, не против европейской интеграции, но не хотят интегрироваться с Африкой. Поток нелегальных иммигрантов, вливающийся в Европу через остров Лампедуза, испугал датчан. Рано или поздно он может дойти до севера Европы. Пограничный контроль призван не допустить этого.
В странах Северной Европы действуют продвинутые социальные программы. Тот факт, что при этом они не разоряются, напрямую связан с образом жизни этих народов – трудолюбивых, квалифицированных и малосемейных. Наплыв выходцев из развивающихся стран в них рассматривается как угроза уже сложившемуся образу жизни и экономическому благополучию.
На этой же неделе выявились прорехи и в еще одном интеграционном процессе – внешнеполитическом. Пока находящемся лишь на начальном этапе. На сессии Европарламента в Страсбурге было сказано немало критических слов в адрес высокого представителя ЕС по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон. Ее укоряли за отсутствие инициативы в связи с событиями в Северной Африке. Она оправдывалась, говоря, что хотела получше разобраться в стремлениях народов региона.
Нашлись, правда, и защитники Эштон. Они отметили, что интеграцию внешней политики ЕС подрывают его влиятельные участники. Речь идет прежде всего о Франции и Великобритании, действующих в Ливии без оглядки на мнение других членов союза.
В общем, интеграция трещит по всем швам. Тем временем контрастно к ситуации в Европе выглядят результаты последних американо-китайских стратегических консультаций. На них делегация КНР умело воспользовалась американскими жалобами на дисбаланс в торговых обменах. Китайцы предложили Вашингтону снять ограничения на экспорт передовых технологий. Тогда, мол, баланс выправится.
Представители США были вынуждены уступить. Кроме того, они пообещали расширить возможности для прямых китайских капиталовложений в американскую экономику. Получается, что экономики обеих стран сливаются.