Двухдневная встреча в Сеуле лидеров «двадцатки» как бы подтвердила слова тех политологов, кто не считает многополярные конструкции устойчивыми. Оказалось, что мир, не только физический, но и валютно-финансовый, биполярен.
Во всяком случае, на саммите четко прорисовались две полярные позиции. С одной стороны, были США, с другой – Китай. Американцы пытались задать тон, заранее потребовав установить ограничители на дисбалансы в торговле и платежах, но поддержки не получили. Наиболее решительно против выступили страны, делающие ставку на свой экспортный потенциал, прежде всего Китай и Германия. Споры, разумеется, велись без использования громких слов. И с заверениями, что валютная война недопустима. В итоге некоторые участники форума признались, что не увидели конфликта.
В итоговом заявлении, названном Сеульским консенсусом, предлагается в течение года сформулировать «руководящие принципы», то есть некий свод правил, благодаря которому можно будет избежать нарушений в состоянии мировой экономики. При этом будут учитываться не только торговые и платежные балансы, но и целый комплекс факторов, включая так называемый аутсорсинг – перенос промышленных производств из развитых в развивающиеся страны. Выработкой критериев будут заниматься министры финансов стран «двадцатки» и МВФ.
Компромисс? Скорее всего общая готовность отложить вопрос на потом. По утверждению американских источников, «на ноте крайнего раздражения» завершилась и беседа «на полях саммита» между Обамой и председателем КНР Ху Цзиньтао. Однако все это не помещало Обаме утверждать, что для него саммит был успешным.
Для России саммит был относительно успешным – она добилась некоторого увеличения своего веса в МВФ. Удовлетворен президент РФ Дмитрий Медведев и тем, что Южная Африка попросилась в БРИК. Это Бразилия, Россия, Индия и Китай. Будущее БРИК видится Медведеву «в ярком свете».
Весьма неуютно чувствовали себя в Сеуле европейские лидеры. Пока они заседали, тучи финансового кризиса сгустились над Ирландией. И уже не курс юаня и доллара, а судьба упавшего в цене евро волновала ЕС и его участников. Им пришлось поспешить с заверениями, что не допустят разорения Ирландии.
Из Сеула часть мировых лидеров сразу же перебралась в Японию. Там в Иокогаме в субботу открылся еще один саммит – Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества. С примерно такой же повесткой дня – установками на борьбу с протекционизмом в торговле и недопущение валютных войн. Саммит завершится без традиционного переодевания в местный национальный костюм – не всем его участникам хочется, чтобы его или ее увидели дома одетым по-японски.
Прошли двусторонние встречи на полях форума. Состоялась беседа Медведева с премьер-министром Японии Наото Каном. Как и ожидали, на ней был затронут территориальный вопрос. Российский президент заявил своему собеседнику, что Курилы – российская территория. Состоялась примерно такая же беседа между главами МИДов обеих стран. При этом была высказана готовность продолжать в спокойной, конструктивной атмосфере диалог по проблеме заключения мирного договора.
В эти же дни американская администрация продолжала уговаривать республиканцев в оставшиеся считанные дни сессии Конгресса заняться ратификацией российско-американского Договора СНВ. Белый дом пообещал в ближайшие пять лет добавить еще 4,1 млрд. долл. на цели модернизации ядерного арсенала. В добавление к выделенным ранее 10 млрд. долл. на 10 лет. «Почему это не было сделано раньше?» – задаются вопросом американские политики.