На минувшей неделе термин «санкции» звучал чаще обычного. Шестерка ведущих стран – постоянные члены СБ ООН (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), а также Германия согласовали проект новой резолюции по Ирану. Основными мишенями документа, который должен быть одобрен Совбезом ООН в июне, станут финансовый сектор Ирана, крупнейшие транспортные компании, а также фирмы и организации, подозреваемые в причастности к реализации ядерной и ракетной программ. Однако проект не предусматривает мер против иранского нефтегазового сектора. Нет в нем и полного запрета на поставки оружия Тегерану. Российские и китайские дипломаты не допустили включения в текст этих невыгодных своим странам положений.
Подготовка новой резолюции, очевидно, заставила непреклонный Иран проявить гибкость: в понедельник при посредничестве Бразилии и Турции было заключено соглашение об обмене 1,2 тонны иранского низкообогащенного урана на топливо для Тегеранского исследовательского реактора, вырабатывающего медицинские изотопы. Москва и Пекин приветствовали его подписание. Хотя глава МИД России Сергей Лавров дал понять, что оно не отменяет продолжения работы над санкционной резолюцией в СБ ООН. Кроме того, Москве не все ясно в тегеранском документе. Возможно, в своем письме в МАГАТЭ, которое иранцы собирались передать в Вену сегодня, они дадут необходимые разъяснения.
Тем временем компромисс по проекту резолюции, похоже, стоил Вашингтону уступок в адрес Москвы. В пятницу в Федеральном реестре – сборнике официальных документов правительства было опубликовано уведомление Госдепа США об отмене односторонних американских санкций в отношении российских компаний «Рособоронэкспорт», Тульского КБ приборостроения, Московского авиационного института и Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева. Ограничения против этих организаций были введены Вашингтоном в разное время под предлогом нарушения ими американского закона о нераспространении в отношении Ирана, Северной Кореи и Сирии либо международных режимов контроля над оружием массового уничтожения и ракетной техникой, сообщает ИТАР-ТАСС. Хотя Госдеп США официально отрицает факт подобной сделки, время и характер обнародованных решений позволяют предположить обратное.
Однако и Москва, и Вашингтон, кажется, оставили себе возможность для отступления. Так, в МИД России дипломатично уходят от ответа на вопрос, будут ли в случае принятия новой резолюции свернуты планы поставки Россией Ирану систем С-300, которых очень не хотят допустить США и Израиль. Вероятно, Москва в случае отсутствия конкретного запрета в резолюции на продажу С-300 Ирану захотела приберечь этот козырь для будущих потенциальных разменов с Вашингтоном. Американцы же могут вновь грозить России односторонними санкциями. Показательно, что в разговоре по телефону с госсекретарем США Хиллари Клинтон 18 мая Лавров «выразил озабоченность поступающей информацией о намерениях США и Евросоюза не ограничиваться выработкой коллективной позиции в СБ ООН по Ирану и ввести односторонние санкции, в том числе экстерриториального характера, выходящие за рамки согласованных решений мирового сообщества».
Впрочем, ни РФ, ни США невыгодно подрывать положительную динамику, наметившуюся в двусторонних отношениях с подписанием Договора по СНВ. На минувшей неделе Сенат Конгресса США начал процесс его ратификации. Он займет несколько месяцев, но, по оценкам экспертов, вполне может завершиться одобрением этого документа в сфере разоружения.