Объяснение с законодателями-республиканцами стало одним из самых трудных дел президента-демократа.
Фото Reuters
В Вашингтоне вновь занимались проблемами здравоохранения, а в основных европейских столицах продолжали искать средство от болезни, которая поразила Грецию, – беспримерного финансового дефицита.
Президент США Барак Обама всячески пытается выбраться из правового капкана, в котором он оказался милостью законодателей. В конце года обе палаты Конгресса одобрили законопроекты о реформе системы здравоохранения США, которая является центральным пунктом внутриполитической платформы Обамы. Законопроекты, как оказалось, не совсем совпадают. До того как подать закон на подпись президента, их надо было согласовать между палатами Конгресса.
Но утрясание документа затянулось. Затем после довыборов в штате Массачусетс демократы потеряли одно место в Сенате, что лишило их возможности преодолеть сопротивление республиканцев. Противники президента перешли к тактике проволочек, конца которым не видать.
В четверг Обама провел публичный «саммит» с ведущими законодателями, в ходе которого он попытался склонить республиканцев в поддержку своего подправленного проекта. Правка в основном сводилась к шагам по сокращению стоимости реформы. Президент рассчитывал, что на глазах публики республиканцы не будут противиться реформе. Но так не случилось. «Думаю, что почти невозможно вообразить сценарий, при котором мы могли бы достигнуть согласия, пока демократы не пересмотрят законопроект реформы, который прошел в прошлом году», – заявил лидер республиканцев в Сенате Митч Макконнелл. Оппоненты Обамы ведут дело к тому, чтобы начать все с чистого листа.
В субботнем радиообращении к нации (это традиция, ведущая начало с Франклина Рузвельта) Обама вновь предложил республиканцам достичь компромисса. И предупредил, что в противном случае законодатели-демократы своими силами постараются утвердить законопроект.
Уже известно, что на уме у президента и его единомышленников. Это так называемая примирительная процедура, используемая при решении бюджетных вопросов. Она сводится в конечном итоге к принятию законопроекта простым большинством. В ответ на высказывания Обамы представитель Республиканской партии сенатор Том Кобёрн заявил, что демократы пытаются воспользоваться «процедурными уловками» и «кулуарными соглашениями». Все это предвещает серьезную политическую стычку в Конгрессе по процедурным вопросам, и неясно, дойдет ли все же дело до принятия закона.
Тем временем в Европе шли напряженные дискуссии по поводу того, что делать с Грецией. Премьер-министр этой страны Георгиос Папандреу объявил, что в госбюджете осталось денег только до середины марта. На это откликнулся Международный валютный фонд, выражающий готовность помочь. Но, как заявил его глава Доминик Стросс-Кан, лидеры Евросоюза не хотят допустить участия МВФ в спасении страны – участницы ЕС. Решим, мол, этот вопрос сами.
Ныне стало известно, что Германия, Франция и Нидерланды обсуждают некие экстренные меры. Их раскрыл депутат Европарламента от ФРГ Йорго Шацимаркакис, участвовавший в консультациях в правительстве Германии по этому вопросу. Речь идет о покупке названными странами государственных облигаций Греции. По его словам, ФРГ купит греческих ценных бумаг на 5–7 млрд. евро. Всего же, по данным СМИ, речь идет о покупке греческого долга на сумму 30 млрд. евро. Сообщается также, что Германия и Франция предоставят свои государственные гарантии под выпуск греческих суверенных облигаций. Это позволит Греции не допустить повышения процентной ставки по ценным бумагам. Помощь, однако, будет оказана лишь в случае, если Греция выполнит требования ЕС по части сокращения бюджетных расходов.