Новый истребитель начинает взлет.
Фото Reuters
Минувшая неделя была богата событиями в военной сфере. В пятницу с заводского аэродрома фирмы «Сухой» в Комсомольске-на-Амуре наконец-то взлетел в воздух первый российский истребитель пятого поколения, или ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), а еще проект Т-50 и «изделие 701», как его называют специалисты. Пробыл самолет в морозном небе всего 47 минут, но разговор о нем шел в отечественных и мировых СМИ и в субботу, и в воскресенье. И будет идти еще достаточно долго. До тех пор, пока его не поставят в боевой строй, а до того – не обеспечат всеми необходимыми компонентами, которые и сделают этот прототип действительно новым технологическим и интеллектуальным прорывом.
В понедельник в столице начались сборы руководящего состава Вооруженных сил. На них съехались командующие военными округами и флотами, начальники штабов и командиры соединений со всех концов нашей страны. Всего 200 человек. Они обмениваются опытом реформирования подчиненных войск, делятся проблемами, возникшими в ходе придания «нового перспективного облика Вооруженным силам», а заодно знакомятся с теми боевыми комплексами, которые должны в ближайшее время поступать в войска, учатся руководить частями и подразделениями на поле боя с применением последних систем автоматического управления. В том числе и практическому применению разновидовых сил в рамках оперативно-стратегических командований. Не исключено, что в конце сборов будет проведено совещание с участием Верховного главнокомандующего, на котором подведут первые итоги армейских преобразований. Можно догадаться, что оценку они получат положительную.
А во вторник состоялся визит в Брюссель, в штаб-квартиру Североатлантического альянса, начальника Генерального штаба Вооруженных сил России – первого заместителя министра обороны генерала армии Николая Макарова. Он принял участие в работе Совета Россия–НАТО на уровне начальников генеральных и главных штабов. Обсуждалось много вопросов. В том числе возобновление военного сотрудничества между нашей страной и альянсом, прерванного военной авантюрой тбилисского режима в августе 2008 года. Но главным стал вопрос увеличения помощи России в проведении Коалиционными силами альянса и их партнерами антитеррористической операции в Афганистане.
Россия, как известно, открыла транзит – воздушный и наземный – для транспортов США и НАТО, перебрасывающих военные и неконвенциальные грузы в район дислокации подразделений ISAF, готовит афганских наркополицейских для борьбы с героиновой угрозой, поставила для армии южного соседа и его органов правопорядка необходимое количество оружия и боевой техники, готова продолжать эту работу. В том числе и восстановить 142 промышленных и инфраструктурных объекта, построенных в Афганистане в 70–80-е годы прошлого века отечественными инженерами и техниками. Есть только один вопрос: кто станет охранять российских специалистов, направленных на такую работу, и кто за нее заплатит?
Москва уже списала Кабулу государственный долг в 10,4 млрд. долл. И в условиях кризиса у нее нет возможности продолжать спонсировать афганское правительство. Нет возможности и у военного ведомства России оказывать бесплатную помощь войскам коалиции в их борьбе против талибов и «Аль-Каиды». Генерал Макаров, комментируя просьбу генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена направить в Афганистан отряд отечественных военно-транспортных вертолетов для тылового обеспечения войск альянса, дипломатично ответил, что в оборонном бюджете на 2010 год такие средства не предусмотрены, а о перспективе нужно будет подумать.
Постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин был более категоричен. «Россия готова поставлять свои вертолеты только на коммерческой основе, но пока в Москве не поняли, готовы ли натовцы платить», – сказал он и добавил, что беспокойство России вызывает тема наркотиков. «Пока мы видим бездействие сил НАТО в связи с наркоугрозой, – пояснил он. – Для нас это один из ключевых вопросов – ежегодно из-за потребления героина мы теряем 30 тысяч граждан». По словам дипломата, Россия давно предлагает альянсу создать вокруг Афганистана систему поясов безопасности и тесно работать с ОДКБ, но НАТО уклоняется от такого сотрудничества.