Минувшая неделя на постсоветском пространстве прошла под знаком переговоров. Некоторые были результативными. Другим – предстоит стать такими.
Армения и Турция формально зарыли вековой «томагавк вражды». Решением нормализовать отношения и открыть границы Ереван и Анкара внесли изменения в геополитический расклад региона. Забеспокоился Тбилиси – появился конкурент в транзите. Здесь начали подсчитывать вероятные убытки, которые понесут грузинские порты Батуми и особенно Поти – Армении куда выгоднее гнать товары и получать их через Турцию, чем через Грузию, которая, по словам армянских экспертов, заламывает несусветные цены за железнодорожные услуги. Оказывается, транспортировка грузов по грузинской территории до армянской границы (не бог весть какая даль) обходится дороже, чем доставка этих же грузов из любой точки земного шара до грузинских портов. С такой политикой Тбилиси мог бы вообще оказаться в транзитном офсайде, если были бы урегулированы отношения Армении и Азербайджана, громко заговорившего об усталости от капризов грузинских партнеров. Но до этого пока далеко. К тому же у Баку, похоже, серьезно расстроились отношения с главным стратегическим партнером – Анкарой.
Азербайджан считает, что Турция совершила предательство, избрав путь нормализации отношений с Арменией при неурегулированности нагорнокарабахского конфликта. Дело дошло до снятия турецких флагов с некоторых правительственных и общественных зданий, недвусмысленных заявлений о пересмотре энергетической политики в отношении Турции, обмена нотами. Однако вместе с этим ведущие политологи региона уверены: азербайджано-турецкое охлаждение носит временный характер, Анкара никогда не отвернется от единоверного и единоязычного Баку. В выходные раздалась первая примирительная речь. Министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу заявил, что миллионов 60 турок, не задумываясь, пожертвуют жизнью ради азербайджанского флага. Ждем, чем ответит азербайджанская сторона. Пока же она объявила о готовности сесть за стол переговоров с Ашхабадом и поставить наконец точку в затянувшемся споре по принадлежности ряда нефтегазовых месторождений на Каспии.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в середине прошлой недели не впустую побывал в Москве. Ему удалось-таки заручиться согласием российского коллеги Дмитрия Медведева в вопросе строительства гидроэлектростанций в своей республике. Речь, правда, не идет о столь желанной Душанбе Рогунской ГЭС, но о ГЭС помельче. Также, вероятно, в актив себе стороны могут записать и соломоново решение по условиям пребывания в Таджикистане российской военной базы. До 2014 года ничего не изменится, то есть база будет находиться в республике бесплатно. А там будет видно. Но главное – Медведев пообещал Рахмону облегчить условия пребывания в РФ таджиков. Между тем предварительные прогнозы о результатах визита Рахмона в Москву были самыми неутешительными. И пусть достигнутые договоренности нуждаются в практическом наполнении – даже на это надежды не было.
И, наконец, Узбекистан и Белоруссия демонстрируют чуть ли не чудеса договороспособности с Западом, шаг за шагом добиваясь отмены санкций, интенсифицируя сотрудничество и интеграционные процессы. Удивительного в этом не было бы ничего, если бы Минск и Ташкент безоговорочно выполняли рекомендации Запада. В частности, в области демократических ценностей. Но, оказывается, и без этого можно добиваться поставленной цели. Главное, очевидно, знать, чего хочешь.