Вице-канцлер ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер побывал в цехах компании Opel.
Фото Reuters
Минувшая неделя прошла в реальной экономике мира под знаком того, что можно назвать ломкой или переделом автопрома. Упоминались GM, Chrysler, Fiat, Opel, Toyota и даже ГАЗ.
Сначала о лидирующей в мире японской Toyota. Несмотря на свое первое место в мире по продажам и свои технические достижения, она имела убытки в первом квартале года. Сказалось общее падение спроса на автомашины.
Разумеется, в центре внимания оставался крупнейший американский производитель GM («Дженерал моторс»). Корпорация активно готовилась к объявлению банкротства и заодно, пока не наступил крайний срок объявления этого решения – 1 июня, получила от федеральной власти в порядке помощи на текущие нужды еще 4 млрд. долл. и просит еще 2,6 млрд. долл. Дополнительно к уже полученным 15,4 млрд.
Руководство GM продолжало переговоры с Объединенным профсоюзом автомобилестроителей. С канадской частью этого трейд-юниона уже договорились – о снижении оплаты рабочих до уровня японских заводов в Северной Америке и гарантиях финансовой поддержки медицинского фонда сотрудников. Подобные условия обсуждаются с американской частью профсоюза. Однако там пока решения не достигнуто, так как представители рабочих возражают против планов широкомасштабных увольнений. У GM свой рычаг – угроза переноса значительной части производства в Китай. По прогнозам экспертов, соглашение может быть достигнуто в самое ближайшее время. В то же время все еще не удается договориться с держателями облигаций GM на сумму 27 млрд. долл.
В Европе в центре внимания оставался германский Opel, принадлежащий той же GM, которая объявила, что готова отдать фирму новому владельцу бесплатно, но при условии крупных инвестиций в улучшение производства. Как известно, первым такой сделкой заинтересовался итальянский FIAT. Несмотря на то, что он только что обеспечил свое участие во владении американской компанией Chrysler. И вопреки демонстрациям протеста в Турине, где рабочие вышли на улицу выразить свои опасения в связи с возможностью переноса компанией производства в другие страны и увольнений персонала в Италии.
Пока мало кто смог объяснить источник приобретательских аппетитов компании, у которой самой немалый корпоративный долг – 6 млрд. долл. Как правило, экспансию FIAT объясняют непомерной предприимчивостью главы фирмы Серджио Маркионне. С помощью сделки с Chrysler и приобретения Оpel он хочет вывести FIAT на второе место в мире по выпуску машин.
Претендентами на Opel стали также базирующаяся в Брюсселе международная инвестиционная компания RHJ и канадский производитель автомобильных компонентов и запасных частей Magna. Участником последней является российская автомобильная компания ГАЗ, принадлежащая Олегу Дерипаске. Она пользуется финансовой поддержкой Сбербанка.
И, наконец, последний соискатель – китайская компания Beijing automotive Industries (Пекинская автомобильная компания).
До последнего момента фаворитом считалась Magna, которая пообещала сохранить все четыре завода Opel в Германии, увеличить производство на самом крупном из них до 250 тыс. машин в год вместо нынешних 160 тыс. и не проводить крупномасштабных увольнений персонала.
Китайская компания заинтересована в европейских технологиях, однако пока она лишь «проявила интерес» к сделке, не представив пока конкретную заявку и план.
В этом вопросе свое слово должны сказать власти ФРГ, которые примут участие в решении вопроса – в частности, путем предоставления финансовых гарантий. Вице-канцлер и министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер уже публично поддержал заявку канадской фирмы. По его мнению Magna – единственная фирма, предоставившая «реальный план». Однако министр экономики Теодор Гуттенберг сообщил в пятницу, что FIAT только что «улучшил свой план».
Последнюю точку в этом деле должны поставить GM и федеральные власти США, несущие ответственность за дальнейшую судьбу автогиганта. По прогнозам американских СМИ, GM не избежать банкротства и дальнейшей реорганизации в опоре на крупные финансовые вливания. По прогнозам экспертов, она потянет на 40–70 млрд. долл. При этом, как объявил президент США Барак Обама, государство не собирается всегда оставаться инвестором отрасли. В будущем она вновь станет полностью частной.
Все эти намечаемые приобретения и реформы носят весьма радикальный характер. Уже сейчас очевидно, что из нынешнего экономического кризиса мировой автопром выйдет совсем иным, чем он был до этого.