Верховный главнокомандующий ставит армии США новые задачи – они больше касаются Афганистана.
Фото Reuters
На этой неделе президент США Барак Обама направил в Конгресс внебюджетный запрос на более чем 83 млрд. долл. Деньги по большей части пойдут на войну в Ираке и в Афганистане. Получилось, что новый хозяин Белого дома воспользовался приемом Джорджа Буша, который систематически не включал затраты на ведение военных действий в основной бюджет Пентагона. Ведь по отдельности эти цифры не так пугают, как если бы их сложили вместе. Кроме того, так легче добиться согласия законодателей, которые не могут отказать землякам, оказавшимся на линии огня.
По данным исследовательской службы Конгресса, если запрошенная сумма будет выделена, то общие затраты США на операции в Ираке и Афганистане составят почти 1 трлн. долл.
Сам Обама, совершив в среду четырехчасовой сюрприз-визит в Ирак, как бы политически закрыл «войну Буша». На встрече с американскими солдатами он заявил, что они выполнили свой долг и теперь сами иракцы должны взять судьбу своей страны в свои руки. Примерно то же самое он сказал премьер-министру Ирака Нури аль-Малики. И сделал пояснение: сложную проблему согласия между иракскими политическими и этническими силами должны решить иракцы.
Занавес над войной в Ираке задернут лишь политически. В практическом же плане война продолжается. Добавляются новые боевые потери. Так, пять американцев погибли от акции взрывника-камикадзе при въезде на территорию военной базы в Мосуле. Командующий войсками США в Ираке генерал Рэймонд Одиерно хочет подбросить дополнительные силы на север страны.
По одобренному Обамой плану американские боевые бригады должны быть отозваны из Ирака к августу 2010 года. Но останутся «учебно-тренировочные» части и силы огневой поддержки.
Тем временем все больше внимания и ресурсов переключается на Афганистан. В американской печати кое-кто уже говорит о «войне Обамы», хотя она идет с октября 2001 года. Ныне США наращивают свой контингент в этой стране на 17 тыс. солдат и 4 тыс. инструкторов, и это не окончательная цифра. В итоге там будут находиться 55–60 тыс. американских военнослужащих. Кроме того, как ожидают, несколько возрастет контингент Международных сил, насчитывающий ныне 37 тыс. солдат. В частности, пришлет пополнение Варшава. В общей сложности получится даже больше, чем в свое время насчитывал «ограниченный контингент» советских войск в этой стране.
Объясняя свое решение по Афганистану, Барак Обама жестко ограничил цели войны. Он заявил, что силы США и союзников хотят лишить террористическую «Аль-Каиду» возможности действовать с территории Афганистана и Пакистана. Логика проста: ведут войну против группировки, которая осуществила самый громкий в истории теракт в США 11 сентября 2001 года и ряд нападений на американцев и американские объекты в других странах. В отличие от Буша Обама делает упор не на «строительство демократии» в далекой Азии, а защиту собственного дома от нового «11 сентября».
Поразительно, но это объяснение все же недостаточно воспринимается в самих США. По данным опроса, проведенного на минувшей неделе по заказу New York Times/CBS, только 36% американцев считают, что дела в Афганистане идут хорошо. Примерно такая же доля респондентов выражает свою поддержку решению о направлении дополнительных войск в эту страну, остальные высказываются за сохранение нынешнего уровня военного присутствия или даже его сокращение.
Приводя эти данные в Huffington Post, видный деятель Республиканской партии США Алекс Конант объясняет подобное отношение американцев их «инстинктивной оппозицией войнам, в которых не предусмотрена стратегия выхода». По словам Конанта, на этот раз Конгресс выделит деньги по запросу администрации, однако нельзя быть уверенным, что так будет продолжаться всегда. Но в дальнейшем, как считает Конант, в Конгрессе может возникнуть сопротивление финансовым запросам на войну. Нет уверенности, считает Конант, что даже законодатели-демократы будут все время поддерживать президента.
Показательно, что на этой неделе студенты в штате Нью-Гемпшир провели пикет под антивоенными лозунгами. Уже не по поводу Ирака, а Афганистана.