Барак Обама – за спасение автопрома.
Фото Reuters
На этой неделе Барак Обама, занятый в основном формированием будущего кабинета, потерпел сразу две неудачи. Первая связана с семейными планами. Намереваясь устроить своих детей в школу в Вашингтоне сразу после каникул, Обама и его жена Мишель решили переехать в столицу 5 января и попросили предоставить им помещение в Blair House, особняке напротив Белого дома.
Blair House используется в основном для размещения иностранных лидеров. Он состоит из четырех связанных между собой домов и по общей площади даже больше Белого дома. Он удобен тем, что входит в общий периметр охраны, что облегчает обеспечение безопасности избранного президента и его семьи. Арендованная квартира, в которой Обама проживал без семьи в бытность сенатором, мала.
Административные службы нынешней администрации отклонили просьбу Обамы. Blair House якобы забронирован под приемы и другие мероприятия. Под какие – не уточняют. Известно, однако, что чиновники уходящей администрации наметили серию прощальных встреч. Скорее всего гостевая резиденция забронирована для них. «Пожалуйста, переезжайте в Blair House 15 января, как это делается всегда перед инаугурацией!» – заявили Обаме хозяйственники Буша.
Вторая неудача избранного президента – совместная для него и Буша. В четверг в Сенате провалился законопроект об оказании помощи американским автомобильным компаниям. Пакет помощи в размере 14 млрд. долл. уже было прошел через Палату представителей, однако против него решительно выступили сенаторы-республиканцы. При этом дело не в общей сумме, которая не выглядит такой уж большой на фоне проблем американской экономики и автомобильной отрасли. Противники законопроекта заявили, что предоставление денег не решит проблем компаний, менеджмент которых систематически игнорировал требования рынка и даже сейчас, в момент трудностей, не планирует ничего значимого в плане перестройки работы.
Радикальную меру предложил сенатор от штата Теннесси Роберт Крокер. Он потребовал, чтобы автомобильные компании Детройта снизили зарплату своих рабочих до уровня, который существует на предприятиях японских фирм в США. Однако эту идею с ходу отверг президент Профсоюза работников автомобильной промышленности Род Теттелфингер. По его мнению, налицо явная «попытка переложить на плечи рабочих и пенсионеров» финансовое бремя по спасению автопрома. В ответ на это сенаторы-республиканцы отказались рассматривать законопроект. «Поражение одновременно Буша и Обамы», – резюмирует New York Times.
Между тем ведущая компания детройтской «тройки» GM объявила, что снижает производственное задание на первый квартал будущего года на 60%. Это переместит компанию с первого места по сбыту автомашин в США на третье – позади Toyota и Ford Motors. Правда, до перового квартала еще надо дожить. Как утверждают менеджеры GM, без федеральной помощи фирма не сможет погасить обязательства текущего месяца. Это грозит банкротством. Не намного лучше положение и у Chrysler. Если обе компании будут все же доведены до банкротства, это может радикально изменить ситуацию в мировом автопроме – не в пользу США.
Дойдет ли все же дело до реальных банкротств или фирмы пугают Вашингтон, напоминая о своей важной роли в экономике? По крайней мере крупные долги GM – реальность. Впрочем, до окончательного отказа «тройке» в федеральной помощи дело еще не дошло. По крайней мере вслед за провалом пакета помощи в Сенате Белый дом проявил сочувствие и выразил готовность помочь. Он изъявляет готовность изъять часть средств из тех 700 млрд. долл., что уже выделены Конгрессом на спасение банков. Пока же идут сложные переговоры, в которые вовлечены как представители обеих партий в Конгрессе, так и Белый дом.
Можно только догадываться, как скажутся все эти события на отношениях между двумя американскими президентами, нынешним и будущим. Но внешне обе стороны держатся крайне корректно. Как заявляют люди из окружения Обамы, «семья Бушей сделала все возможное, чтобы помочь семье Обамы устроиться в Вашингтоне» и про проблему переезда в Blair House не упоминают. Что же касается отношения обоих президентов к судьбе автопрома, то и в этом представители сторон ведут себя осторожно и стараются не подчеркивать общность подходов – она, по всем признакам, не охватывает всех деталей.