Сценами крайнего унижения отмечен конец минувшей недели в жизни главных менеджеров трех американских автогигантов. Руководители General Motors (GM), Ford Motor и Chrysler прибыли в минувший четверг в Вашингтон не на корпоративных самолетах, как они привыкли, а на автомашинах производства своих же фирм. Притом не на самых роскошных, а на среднеразмерных экономичных моделях. На них же подъехали прямо к зданию Конгресса, где проходили слушания в одном из сенатских комитетов.
Демонстративная непритязательность воротил Детройта вызвала только насмешки со стороны сенаторов. Кое-кто спросил, как долго находились они в пути, кто был за рулем и т.п. Всем было понятно, почему главы компаний ведут себя так скромно – они прибыли просить 34 млрд. долл. в виде срочной помощи из госбюджета. Известна и причина язвительной насмешливости сенаторов – американский автопром долгое время при поддержке Белого дома успешно отбивался от предложений законодателей ввести более жесткие нормы расхода топлива автомобилями и сделать упор на выпуск экономичных машин. В Детройте, наоборот, пытались до максимума нажиться на любви американцев к большим машинам и внедорожникам. В итоге американские фирмы все больше уступали долю рынка иностранным конкурентам. Нынешний экономический кризис усугубил их положение.
Главы корпораций не отрицали своих ошибок и обещали их исправить. Но больше ссылались на невезение – неблагоприятную экономическую конъюнктуру. И старательно напоминали законодателям, что автомобилестроение остается последней крупной отраслью американской промышленности. Глава GM Рик Вагонер сообщил, что вскоре из трех детройтских компаний могут остаться только две: его фирма может слиться с Chrysler. Как сообщил Вагонер, его компании, отметившей в этом году свой столетний юбилей, нечем оплатить текущие счета, в нынешнем месяце срочно нужно 4 млрд. долл. и еще 4 млрд. долл. в декабре. Всего же она просит дать ей помощь в размере 18 млрд. долл.
«Я убежден, что мы можем потерять GM еще до конца текущего месяца», – заявил прибывший поддержать менеджеров президент Объединенного союза работников автопромышленности Роналд Геттелфингер.
Стремясь преодолеть скептицизм Конгресса, руководители фирм обещали бережливо подойти к использованию господдержки, вплоть до того, что двое из них готовы довольствоваться зарплатой в 1 долл. Подобное самоограничение не произвело впечатления, так как уже заработанное вознаграждение гарантирует менеджерам и их семьям благополучие на долгие годы вперед. Главную проблему создавало понимание, что запрошенные 34 млрд. долл. представляют собой лишь начало цепочки платежей. Новые запросы неизбежны. По оценке эксперта рейтингового агентства Moody’s, спасение трех автогигантов может в конечном счете потянуть на 125 млрд. долл.
На другой день слушаний, на этот раз в одном из комитетов палаты представителей, детройтскую тройку приняли более сочувственно. С одной стороны, на конгрессменов повлияли предсказания реальной возможности банкротств в Детройте, притом с «эффектом домино»: одна фишка, падая, толкает другую. С другой – реализм такой оценки подкрепило сообщение статистического бюро: в ноябре в стране лишились работы 533 тыс. человек, а за год – 2 млн. Рекордные цифры.
В итоге согласились подготовить пакет срочной помощи Детройту в размере 15 млрд. долл. Как выделить эту помощь и из каких конкретно программ, предстоит еще решить. Считается, что этого должно хватить «большой тройке» до того, как вступит в силу программа стимулирования экономики будущей администрации Барака Обамы. В общем, Детройту надо продержаться до Обамы. Притом не до 20 января, когда он примет присягу в качестве президента США, а до марта, когда заработает его программа. Срок достаточно большой для фирм, которым не хватает средств даже для текущих платежей.