На минувшей неделе в центре внимания оказался торг между Варшавой и Вашингтоном по поводу размещения в Польше американских противоракет, что непосредственно затрагивает интересы безопасности России.
«Мы продолжаем переговоры с Польшей и не планируем публично комментировать подробности», – эта формулировка из заявления официального представителя Госдепартамента США Шона Макормака выдает замешательство. Произошел скандал. За день до этого Госдепартамент и польская делегация были крайне удовлетворены итогами переговоров в Вашингтоне.
Делегация во главе с заместителем министра иностранных дел Польши Витольдом Ващиковским провела в Вашингтоне интенсивные переговоры по проблеме размещения на территории этой страны 10 американских противоракет. При этом американцам подыграл находившийся в то время с визитом в США премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас. Он заявил, что Литва готова рассмотреть вопрос о создании базы ПРО у себя. Пентагон тут же назвал это альтернативным вариантом.
Делегация дала свое согласие на американский план размещения противоракет в Польше и в четверг вылетела на родину. О том, что стороны сговорились, сообщалось из Вашингтона со ссылкой на официальных американских лиц и круги польской делегации. Это же дали понять представители польского МИДа, к которым обращалась «НГ» (см. номер от 04.07.08). Наличествовала лишь небольшая оговорка – «окончательное согласие должно дать польское руководство после возвращения делегации».
Иными словами, премьер-министр Польши Дональд Туск не дал делегации полномочий сказать последнее слово, оставив его за собой. Оно оказалось отрицательным. «Мы не достигли удовлетворительных результатов», – заявил Туск на срочно созванной в пятницу пресс-конференции в Варшаве.
Иными словами, стороны не сошлись в том, что касается американской платы за базу ПРО. Этой платой в первую очередь являются самые современные средства ПВО и ПРО – ракетные комплексы ближнего и среднего радиуса действия Patriot PAC-3, THAAD и AMRAAM.
Как отметил глава думского комитета по международным делам Константин Косачев в интервью телеканалу Russia Today, Польша просит у США 20 млрд. долл., а ей обещают лишь 200 млн. – в 100 раз меньше.
Многомиллиардную сумму администрации Буша трудно обосновать перед Конгрессом, который и так вышел на рекордные рубежи военных расходов. Тем более что номинально речь идет о защите Польши и военного объекта от угрозы со стороны Ирана.
Туска же не устраивает стократно урезанный запрос. Что же помешало Варшаве дать негативный ответ до отъезда делегации из Вашингтона? Для того чтобы укрепиться в своем решении, Туску, видимо, потребовалась беседа, которая состоялась у него в четверг вечером с вице-президентом США Диком Чейни.
Эта беседа, равно как и попытка Киркиласа подыграть американцам, убедили Туска, что Вашингтон прибегает к блефу – тактическому приему, который должен убедить партнеров, что у него карты выигрышнее, чем на самом деле.
Туску ясно, что литовский вариант никак не может стать альтернативой польскому по целому ряду причин. Во-первых, он еще дальше от официальной версии обороны одновременно Европы и США от иранских ракет. Во-вторых, возможности защиты такого объекта в Литве весьма проблематичны. Наконец, он создается с явным расчетом на расширение в будущем, а в Литве это тоже более сложное дело.
Получилось так, что Туск разгадал блеф американских партнеров. На скандальную ситуацию вновь откликнулся Киркилис. В субботу в интервью литовскому радио он поспешил заверить, что Вильнюс «не вмешивается» в ситуацию между Вашингтоном. «Я старый переговорщик и знаю, что всякое бывает, пока не поставлена последняя точка», – заявил премьер, выразивший уверенность, что обе стороны все же договорятся.
Торг будет продолжен. Чем дольше он продолжается, тем яснее, что планы размещения в Польше третьего позиционного района не связаны с иранской ракетно-ядерной угрозой. Иначе, по крайней мере Польше, не требовалась бы такая большая помощь в модернизации ее вооруженных сил.