В субботу с помпой закрылась на двухмесячные каникулы Государственная Дума. Ее спикер Борис Грызлов продемонстрировал при этом готовность депутатов работать до последней минуты и даже позже. Заключительное заседание провели в выходной, а на этой неделе некоторым фракциям, как было объявлено, придется потрудиться над очень важными законопроектами.
Под занавес депутаты занимались собой, одобрив сразу в трех чтениях закон об увеличенном госфинансировании четырех главных партий страны. Голос каждого избирателя, полученный на выборах структурой, обосновавшейся в нижней палате, подорожал в четыре раза и обойдется бюджету страны отныне в 20 руб.
Важным событием недели стала встреча Дмитрия Медведева с журналистами стран «восьмерки» накануне его продолжительного азиатского вояжа. Представители зарубежных СМИ воспользовались случаем, чтобы расспросить Медведева о его отношениях с Путиным. И президент ответил. Во-первых, признал – впервые, – что по одной из главных проблем страны, коррупции, «мы, к сожалению, мало что сделали за истекшее время». Правда, он тут же оговорился: «Об этом сказал и Владимир Владимирович Путин». А также привел важное обоснование того, почему коррупции только сейчас объявлена война: задушить ее «в бедной стране невозможно». Признал Медведев и «стилистические» отличия от бывшего президента: «У каждого политика, у каждого президента свой стиль».
Серьезная заявка сделана президентом и в отношении коррекции партийно-политического устройства страны. «Система, которая построена на праве на истину одной партии, показала свою слабость 20 лет назад... Для обеспечения конкурентоспособности нашей страны в глобальном масштабе мы должны использовать политическую конкуренцию». Слова Медведева, заметим, звучат актуально не только по отношению к умершей КПСС. Есть много примеров того, как «Единая Россия», обладающая конституционным большинством в Думе, пренебрегает правом оппозиции на продвижение невыгодных ЕР законов. И поэтому, чтобы желание Медведева видеть в парламенте полноценную политическую конкуренцию не осталось только громкой заявкой, необходимо работать над созданием в России полноценной многопартийной системы. Правда, воля Кремля здесь недостаточна: надо, чтобы и сами партийцы-оппозиционеры почаще проявляли принципиальность.
Самое существенное в интервью касалось вариантов развития страны. Медведев впервые поставил точки над i: никакой парламентской республики в России ждать не стоит. Перспектива – только президентская! С одной стороны, такого рода высказывание выглядит как прогноз ослабления позиций парламента, лидирующие позиции в котором занимает ЕР во главе с Путиным. С другой – еще раз свидетельствует о возможном возвращении Путина на пост главы государства после очередных парламентских выборов. И, судя по всему, следующий президент будет партийным человеком. А если борьба за первое кресло страны станет борьбой межпартийной, то становится понятно, почему Кремль на плаву удерживает «Справедливую Россию». Возглавить вторую по значению политструктуру страны, возможно, захочет соперник Путина. Хотя понятно, что в ближайшее время решение об этом принято быть не может.
В заключение – самое веселое совпадение недели: объявление об отставке Романа Абрамовича совпало с новостью о возможном переходе Андрея Аршавина в «Челси». Причем первой прозвучала новость футбольная.