Хорошо организованная волна народной любви к президенту захлестнула страну на прошлой неделе. Впрочем, в чувствах выступавших на митингах сомневаться не приходится: глава государства действительно видится многим гражданам панацеей, светом в окошке и в конце тоннеля. Всю неделю волна несла на поверхности избирательную кампанию «Единой России». Партия как бы не смогла противиться волеизъявлению трудящихся и охотно, по признанию секретаря ее генсовета Вячеслава Володина, присоединилась к митингующим.
Градус всероссийского одобрямса попытался было снизить выступивший в программе Владимира Соловьева «К барьеру» писатель Виктор Ерофеев, поспоривший с кинорежиссером Никитой Михалковым относительно всеобщей истерии с третьим сроком для Владимира Путина, однако Михалкова не убедил. Впрочем, минута трезвости почитателям талантливого кинодеятеля была полезна.
Любопытно, что многочисленные акции в поддержку президентского курса как бы не имели логического завершения: сакральный призыв остаться на президентском посту звучал редко. Вслух. Так что когда в конце недели Владимир Путин ответил на главный вопрос, он откликнулся на подтекст массовых собраний трудящихся.
Президент произнес фразу, интересную построением. После тысяча первого предупреждения – «Я не собираюсь менять Конституцию под себя» – Путин пояснил: «И если кто-то считает, что я намерен перебраться, скажем, в правительство Российской Федерации и передать туда основные полномочия, то это не так. Никакого ущемления полномочий президента Российской Федерации не будет». Добавив: «Во всяком случае, пока это от меня зависит». Нетрудно заметить, что глава государства словами об «ущемлении» отвечает только на вторую часть собственной тирады, одновременно допуская временную ограниченность сегодняшней ситуации в этой сфере. То есть после ухода с поста президента, допускает Путин, полномочия председателя кабинета могут быть пересмотрены – и это уже не будет зависеть от нынешнего руководителя страны. Важность такого заявления трудно переоценить.
В ходе прошедшей недели снова всплыл и вариант с возможным трудоустройством Путина на посту спикера Госдумы. Всплытие было зафиксировано в виде наводнивших Думу слухов о реальности подобного расклада. Напомним: после 2 декабря лидер победившей структуры – первый претендент на кресло председателя нижней палаты, главной кузницы законов (не по сегодняшнему состоянию дел, а по статусу). Чтобы вернуть Думе статус, менять Конституцию не надо. Этим может заняться беспартийный спикер, выразитель интересов всех социальных слоев общества. По нынешним законам, заметим, мандат может находиться в режиме ожидания вместе с временно отказавшимся принять его владельцем.
Впрочем, оба этих обстоятельства – и митинги, и слухи о спикерстве – легко укладываются в гипотетический план предвыборной кампании единороссов. При любом раскладе эта партия остается в выигрыше – образ президента, начиная со съезда, бесперебойно работает на ЕР. Правда, есть опасность заиграться и не заметить перехода грани разумного. Передозировка изъявлений преданности может возыметь обратный эффект. Еще свежи в памяти многих воспоминания о советских избирательных кампаниях, с победой «блока коммунистов и беспартийных» в 99,9% голосов. Уверившись в предопределенности выбора, граждане могут проигнорировать выборы.