Похвалив перед отъездом работу нового состава кабинета министров, Владимир Путин вернулся из Сочи в Москву. Есть искушение добавить пафосу этому, в общем, рядовому событию и написать: «В «Бочаровом ручье» действующий глава государства провел свой последний в нынешнем качестве бархатный сезон». Еще можно вспомнить культовую песню «Последняя осень» и не менее культовую фразу «Последним костром догорает эпоха». Но что-то подсказывает: эмоционально-оценочные суждения и лирические отступления лучше приберечь для иных событий.
В начале этого года политтусовка, устав от ожидания настоящей русской зимы и политической неопределенности, придумала анекдот. Приходит Путин к гадалке и спрашивает: «Что меня ждет?» – «Это твоя последняя зима», – отвечает провидица. «Зимы не будет», – решил президент. И ее, как известно, не было. Окончательно запутавшимся в ситуации политологам теперь впору задуматься о том, а будет ли осень? И обратиться от безнадеги в Росгидромет. Там хоть что-то расскажут.
Политологам ныне хуже, чем гадалкам. С высшими силами они не общаются. В обновленной в конце прошлой недели президентской квоте Общественной палаты не оказалось двух видных политологов. Один из них решил сменить профессию и податься в депутаты. Что ж, очень разумное решение. Анализировать картинку федеральных телеканалов, пытаясь предсказать новый шаг главы государства, – мягко говоря, неблагодарное занятие. Еще недавно по полям рассекал один преемник, а теперь – уже другой. С ума сойти можно.
Тяжело, впрочем, не только им одним. «Мы знали, что новым премьером будет не Иванов и не Медведев, – говорил мне один из тех, кого мы, журналисты, называем информированными источниками во властных структурах. – Но то, что это будет Зубков┘». Кандидатура руководителя Росфинмониторинга стала неожиданностью даже для значительной части ближайшего окружения главы государства. Второпях, на ходу, словно не были к этому готовы, уже после официального объявления имени будущего премьера они стали принимать решения, которых требовала ситуация.
Тех, «кто вхож», «шеф» традиционно поставил в известность если не одновременно с остальной страной, то лишь немного заранее. Так уже было, когда назначали Фрадкова. А предложение Сергею Собянину возглавить администрацию было сделано, как известно, в Сочи. Подальше от посторонних глаз и лишних ушей. В том числе и высших чиновников кремлевской администрации. Механизм поддержания влияния, в том числе и на собственное окружение, отлажен до мелочей и «молотит», как швейцарские часы.
Этой осенью у элиты (причем не только российской, но и у мировой) появится немало пищи для размышления. Не знаю, как с погодой, но в смысле событий октябрь обещает быть жарким. Саммит СНГ, визит в Германию, саммит ЕС–Россия в Португалии. Да и другие мероприятия, в которых скорее всего вместе с главой государства будет принимать участие и новый хозяин Белого дома. Например, уже в этот вторник пройдет Совет по спорту и Олимпиаде, президиум которого теперь возглавляет Виктор Зубков. А в середине месяца в Уфе будут широко праздновать 450-летие со дня добровольного вхождения Башкирии в состав России. Состоится и госсовет, в заседании которого, как правило, принимает участие премьер. И еще будет заседание Совета безопасности, посвященное борьбе с коррупцией. Теме, столь любимой новым премьером.
Но, обладая всей полнотой информации, полученной из сюжетов федеральных телеканалов, не надо пытаться угадать ответ на вопрос: «Кто же преемник?» Даже во время традиционного общения президента с народом в ходе прямого эфира, который тоже состоится осенью.
Последний прямой эфир и последняя осень? Я бы не торопилась с выводами.