В минувший четверг ко мне в панике прибежала сотрудница нашей редакции. На днях ей позвонил участковый милиционер и потребовал объяснений по поводу наличия у нее квартиры, в которой никто не прописан. Участковый интересовался, не сдает ли она эту квартиру кому-либо и если сдает, то платит ли подоходный налог с получаемой ренты. Сотрудница уверила его, что в квартире живут ее дальние родственники, обирать которых – грех, они платят лишь коммунальные. На что милиционер потребовал, чтобы она явилась к нему лично и написала заявление о том, что эту квартиру она никому не сдает и дохода с этого не имеет. Взволнованная сотрудница мучилась вопросом, что ей в этой ситуации делать. Идти или не идти, а если идти, то к чему это приведет? Не заставят ли ее платить подоходный налог с несуществующих доходов, не начислят ли пени и штрафы, не будут ли просто вымогать взятку, чтобы замять вопрос, и чем ей все это грозит?
Встревожила ее и заметка нашего отдела о решении Федеральной налоговой службы разослать всем владельцам нескольких объектов недвижимости письма с требованием представить налоговую декларацию и заплатить налог от сдачи в аренду «лишней недвижимости». Источник в ФНС с удовольствием в ней рассказал, что к выявлению квартиросдатчиков будут привлечены завистливые и недовольные соседи, а также участковые.
Ранее налоговики рапортовали о получении доступа к базам Росрегистрации, в которых указаны собственники всей недвижимости, а также о создании у себя в ведомстве департамента по работе с налогами физлиц, в котором сводится информация по всем налогам граждан. Потенциально кропотливое сопоставление этих данных позволяет выявить несоответствия в количестве движимого и недвижимого имущества и доходах, однако вряд ли она позволяет предъявлять обвинения в утаивании доходов без сбора доказательств. И вот тут-то гражданам лучше не делать глупостей. Если доходов нет, то не стоит волноваться, так как доказательств их получения даже теоретически быть не может, а без суда, которому для вынесения обвинительного приговора нужны доказательства, ничего «подозрительному» квартировладельцу не будет.
Пришлось напомнить сотруднице опыт белорусских гастарбайтеров, ремонтировавших мне квартиру. По их словам, в снимаемую ими квартиру ежемесячно наведывается участковый милиционер и требует мзду за проживание, которую они ему во избежание реальных или мнимых проблем платят. По словам ремонтников, они уже смирились с этими поборами, ведь участок – этого участкового, значит, он имеет право на такой доход. Мои доводы, что им, имея московскую регистрацию, которая у них была, вроде бы не за что платить взятки участковому, не возымели эффекта. Слоган «Заплати и спи спокойно» кажется им более разумным, чем попытка качать права. Платит или нет их квартиросдатчик налоги с доходов от аренды, они не знают. Во всяком случае, договора найма на бумаге они не заключали. Теперь я не удивлюсь, что взятки участковому дает еще и квартиросдатчик – за то, чтобы участковый не «сдал» его в налоговую, пусть и без доказательств получения незадекларированного дохода.
Рассказав эту историю взволнованной сотруднице, я поинтересовался, неужели и она готова писать и подписывать любые бумаги у участкового и платить ему деньги, чтобы только он бездоказательно не обвинил ее в получении незадекларированного дохода? Ведь точно так же участковый может попросить прийти к нему и написать бумагу, что ты не украл, скажем, стройматериалы, из которых построил свой дом, просто на том основании, что этот дом только что построен, или что-нибудь в том же духе. Между прочим, последняя ситуация вполне реальная, с нею сталкивался мой дед, правда было это в 1954 году. С тех пор с правами граждан, как я вижу, во всяком случае, в отношении к ним отдельных госорганов, не так уж много что изменилось.