«Филипп Филиппович, vorsichtig...» – предостерегающе начал Борменталь. «Да какая уж там осторожность! – отмахнулся профессор». Эта цитата из классики – комментарий одного из участников форума на сайте дьякона Андрея Кураева по поводу его последних заявлений о межнациональных браках как о форме геноцида русского народа. Переход на немецкий здесь вовсе не случаен. Высказывания в духе нацистской доктрины Blut und Boden («Кровь и почва») не делают чести ни одному православному миссионеру, тем более если он – «дьякон всероссийского масштаба».
Небольшой комментарий профессора Московской духовной академии к статье в «Комсомольской правде», вышедшей в последний день августа, спровоцировал бурю в общественном мнении. «Межнациональные браки – это форма геноцида русского народа, – считает дьякон Кураев. – Когда наши женщины выходят замуж за кавказцев, они обогащают своими генами другие народы. А русская нация слабеет!»
Не кажется ли вам, что это весьма похоже на разжигание межнациональной розни? Ведь заявление Кураева быстро разошлось по российским мусульманским и еврейским информационным агентствам. А иудеям и мусульманам в России уже давно не нужно объяснять, что такое ксенофобия. Они с ней сталкиваются постоянно.
Обаятельный и просвещенный диакон – ксенофоб? У представителей светского общества, в котором вращается Кураев, язык не поднимется такое сказать, а у православных верующих такое заявление вызовет искреннее возмущение. Бывший спичрайтер Патриарха Алексия II досконально разбирается в богословии, в вопросах морали, в законодательстве о свободе совести, в церковной политике. Но когда он говорит о «браках с кавказцами», «браках с дагестанцами» (вы знаете о существовании таких национальностей? На Северном Кавказе вы их не найдете!), когда ссылается на «опыт Израиля по противодействию межнациональным бракам», это выдает полное невежество Кураева в обсуждаемой проблеме.
Почему же дьякон так уверен в себе? Очень просто: он знает, что он – заведомый победитель в споре. Просто потому, что сегодня открыто полемизировать с представителями духовенства пусть даже в сане дьякона – нечто вроде movais ton. Это значит подставить себя под град упреков со стороны «агрессивно-послушного» большинства. Помните такой термин? О его актуальности свидетельствует еще одно событие, на первый взгляд не имеющее отношения к скандальному выступлению Кураева. Произошло оно в воронежской глубинке, в поселке Грибановский, вдали от редакций центральных газет...
Суть события очень проста. Во многих российских школах установилась традиция совершения общего молебна перед началом учебного года. Среди православных первоклассников школы в поселке Грибановский оказался один мальчик, который не осенял себя крестным знамением вместе с остальными. Это был сын местного пастора церкви «Содружества Христа» Давид Перов. После того как священник ушел, однокашники Перова решили преподать ему урок, как креститься по-православному. Попросту говоря, избили. Отец ребенка, узнав об этом, обратился в правозащитную организацию, история получила огласку... Вроде бы маленький случай, лишний повод повозмущаться для правозащитников. Вот только реакции умного и обаятельного дьякона Кураева что-то не слышно. Хотел бы он оказаться на месте маленького Перова? Не исключено. Все-таки прекрасный повод пострадать за веру...