В истории все повторяется дважды. Первый раз – как трагедия. Второй раз – сами знаете как что. Во времена глубокого застоя о том, что происходит за Кремлевской стеной, судили по передвижениям тел на и под трибуной Мавзолея. Четверть века спустя о хитросплетениях политики мы вновь судим по передвижениям, правда, уже других тел и на других трибунах.
Вчера Москва отмечала День города. В первом ряду на трибуне почетных гостей – товарищи Сергей Иванов и Дмитрий Медведев. Оба кандидата в преемники весело общались друг с другом. Чем не президент и премьер? Главный куратор национальной промышленности к действующему президенту сидит, правда, ближе, чем главный куратор нацпроектов. Товарищ Михаил Фрадков здесь лишний. Зато на трибуне присутствует другой товарищ – Сергей Нарышкин. В лучших традициях жанра «угадай-по-тому-как-они-сели» он занял место во втором ряду, подальше от основных участников церемонии. Главы непризнанных республик – Абхазии и Южной Осетии – Сергей Багапш и Эдуард Кокойты в стороне от объективов телекамер. Внешне- и внутриполитические акценты расставлены четко.
Вот Елена Батурина поздоровалась с братом. Вроде и нет ссоры в священном семействе. Да, еще в ходе праздничной церемонии к памятнику Юрию Долгорукому на ладье подплывала Елена Прекрасная. Чем не прекрасная аллюзия?
Четверть века назад все читали между строк и искали тайный смысл в выступлениях уважаемых руководителей партии. Сейчас все тоже ищут тайный смысл, но, правда, больше любят «оговорки по Фрейду». «К нам снова пришел наш любимый... – начал свое выступление мэр. Трибуны замерли в ожидании самого дорогого для слуха каждого россиянина слова... – праздник...» – произнес после небольшой паузы Лужков. Носитель так и непроизнесенного титула должен был в этот момент вздохнуть с облегчением.
Московский градоначальник много говорил о том, как столица выполняет главную задачу – демографическую. «В этом году свой первый день рождения встретят 100 тысяч москвичей!» – сообщил Лужков. В связи с этим радостным событием в городе заложили Сиреневую аллею, которая непременно «должна превратиться в огромный сад». «Наша задача – не запустить этот сад!» – решительно предупредил мэр мужское и женское население столицы, а также приезжих из разных городов России и ближнего зарубежья. Президент с умилением смотрел на московского мэра.
А тот уже рассказывал о других достижениях Москвы за долгий отчетный период. «В начале 90-х перед нами стояла задача – защитить город от дурных реформ!» – говорил Лужков. В результате «Москве удалось решить все задачи, которые мы ставили перед собой 10–15 лет назад», сделал ответственное заявление московский градоначальник. И добавил: «Теперь мы можем спокойно уходить».
При этом Лужков сказал, что главный принцип Москвы – «никогда не будь доволен достигнутыми результатами, ибо всегда впереди все новые задачи». Однако, говоря о своих задачах на будущее, Лужков не заглядывал дальше избирательных кампаний и срока окончания полномочий действующего президента. Да и незачем. Ведь последнее время отношения Владимира Путина с губернаторами-старожилами напоминают анекдот. Приходит мужик к золотой рыбке и говорит: «Хочу, чтобы у меня все было!» – «Да у тебя, мужик, все уже было!» – говорит рыбка и уплывает в море. Кстати, на прошлой неделе в Астрахани перед заседанием президиума Госсовета Путин совершил торжественный акт: поцеловал рыбу, которую затем отпустил в море. Что сказал осетр президенту, история умалчивает.
В выступлении на Дне города глава государства так ничего и не сказал о новых задачах команды Лужкова. Не исключено, что их будет ставить новый президент уже новому мэру. Но кандидатуру последнего вряд ли можно определить по рассадке на трибуне почетных гостей.