Последняя неделя июня – время проведения годовых собраний акционеров крупнейших компаний, на которых подводятся итоги работы за прошлый год и принимаются решения о выплате дивидендов. На минувшей неделе такие собрания прошли в таких китах российской экономики, как «Газпром», РАО «ЕЭС», Сбербанк, «Роснефть». Наиболее интересно и знаково для рынка годовое собрание прошло в «Роснефти». Группа миноритарных акционеров выразила открытое недовольство одобренным крупнейшим акционером – государством – решением менеджмента направить на дивиденды в полтора раза меньше обещанной ранее части прибыли.
У многих рядовых акционеров были все основания чувствовать себя обманутыми и выражать недовольство. Компания увлеклась долгосрочным развитием, понимая под этим процесс переваривания наследства ЮКОСа. При этом менеджмент совсем не учел, что часть рядовых акционеров рассчитывали на доход от бумаг компании уже в этом году. Наличие столь нетерпеливых акционеров во многом объясняется тем, что «Роснефть» стала пионером «народных IPO». Поддавшись год назад агрессивной рекламе, 39 тыс. россиян в надежде заработать решили, что хватит хранить деньги на банковских депозитах, где они гарантированно обесценивались, лучше перевести их в акции «Роснефти». При этом были проигнорированы предостережения аналитиков, предупреждавших, в том числе и на страницах «НГ», о том, что акции «Роснефти» размещаются по завышенной цене и ждать скорой отдачи от них не стоит.
Уже прошел почти год с того момента, как деньги были вложены в «Роснефть», а реальной прибыли акционерам от этого никакой и нет, одни убытки. В пятницу бумаги компании на российских биржах можно было продать по курсу 7,9 долл. за акцию, в то время как год назад они были приобретены за 7,55 долл. То есть их курс вырос менее чем на 4,5% в долларовом выражении, в то время как банковские депозиты, оставаясь реально убыточными, обеспечили бы доходность за это время в полтора-два раза выше. И это при том, что при реализации этих акций еще необходимо уплатить 13-процентный подоходный налог с курсовой разницы между ценами покупки и продажи и оплатить брокерские услуги. Если же сделать поправку на инфляцию и номинальное укрепление рубля, то убытки акционеров «Роснефти» с момента IPO приблизятся к 7%.
В этих условиях предложение менеджмента направить на выплату дивидендов по итогам прошлого года всего 6,6% от полученной чистой прибыли, в то время как на официальном сайте компании в разделе «Дивиденды» до сих пор висит обещание «Компания намерена ежегодно выплачивать дивиденды в размере по меньшей мере 10% от чистой прибыли, с учетом одноразовых прибылей или убытков, в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ)», показалось части акционеров форменным издевательством.
Впрочем, даже если бы крупнейший акционер и менеджмент решили направить на дивиденды не 6,6%, а все 10% чистой прибыли компании, вряд ли миноритарии были бы довольны. В реальном выражении дивиденды выросли бы примерно на 50 коп. за акцию ценою 200 руб., то есть их убытки сократились бы всего на четверть процента. Вот РАО «ЕЭС» вообще решило в этом году не выплачивать дивидендов, а его акционеры все равно довольны и не ругают главу компании Анатолия Чубайса. Биржевая цена бумаг РАО только в прошлом году выросла в 2,6 раза и пусть и более медленными темпами, но продолжила рост в этом году. Так что дивиденды для акционеров большинства компаний в России – капля в море, которая, впрочем, может стать поводом, чтобы высказать недовольство менеджментом и политикой компании.