На минувшей неделе Китай, к настоящему моменту поставивший немало рекордов по выпуску той или иной продукции (в том числе цемента, стали и т.д.), стал первым в мире еще по одному показателю – масштабам выброса парниковых газов. По данным нидерландского Управления экологических оценок, в прошлом году в КНР выбросы СО2, главного парникового газа, составили 6200 млн. тонн, что на 7,5% выше соответствующих данных по США (5800 млн. тонн).
Таким образом, КНР вышла на первое место по масштабам негативного воздействия на климат планеты на несколько лет раньше, чем это ожидалось. Подобное «опережение графика» эксперты связывают прежде всего с растущими масштабами использования в китайской энергетике каменного угля и ростом такого энергоемкого производства, как выпуск цемента (в 2006 году промышленность КНР дала 44% мирового производства цемента). Кроме того, «помогли» Китаю выйти вперед Соединенные Штаты, где выбросы уменьшились на 2% – в основном благодаря сокращению ряда энергоемких промышленных производств.
На это обстоятельство сослался в своих объяснениях официальный представитель МИД КНР Цинь Ган, назвавший претензии к Китаю «несправедливыми». По его словам, развитые страны охотно способствуют превращению Китая в «мастерскую мира», переводя в нее энергоемкое промышленное производство, и сами же обвиняют Китай в нанесении ущерба окружающей среде. «Многое из того, во что вы одеваетесь, пользуетесь или едите, произведено в Китае. С одной стороны, вы наращиваете производство в Китае, с другой – критикуете Китай по вопросу сокращения выбросов», – пожаловался дипломат. Кроме того, сказал Цинь Ган, промышленность нужна Китаю для «жизни и выживания».
К этим аргументам можно добавить и то, что в пересчете на душу населения показатель выбросов парниковых газов в Китае составляет одну четверть американского и половину британского. Этот фактор – положение своего рода «догоняющего», в котором находятся экономики развивающихся стран, прежде всего Китая, Индии и Бразилии, – причина того, что Киотский протокол не распространил на них задания по сокращению выбросов парниковых газов.
Ныне встал вопрос о выработке нового документа, который будет продолжением Киотского протокола и примет более радикальные меры в интересах сокращения выбросов парниковых газов (исходя из общей цели снижения их объемов к 2050 году наполовину).
Необходимость этих сокращений диктуется выводами, которые разделяет все более широкий круг экспертов: дальнейшее продолжение парникового эффекта и повышение средних температур на земном шаре на 2 градуса по Цельсию придаст необратимый характер неблагоприятным изменениям климата.
Несмотря на столь серьезную ситуацию, консенсуса по поводу того, каким все же должно стать продолжение киотского процесса, все еще нет. В частности, США, отказавшиеся от ратификации Киотского протокола, ныне все еще ведут себя уклончиво в отношении новых решений, несмотря на все уговоры в их адрес, в том числе дискуссии на последнем саммите «большой восьмерки». При этом одним из основных аргументов Вашингтона является отсутствие ограничений на выбросы Китая и Индии.
У КНР своя программа ограничения выбросов парниковых газов. С этой целью китайские власти директивно закрывают наиболее неэффективные теплоэлектростанции, поставлена задача снижения к 2010 году на 20% энергопотребления в пересчете на единицу продукции. Однако в то же время Пекин не спешит принимать на себя какие-либо жесткие обязательства по снижению общих объемов выбросов.
В то же время угроза экологической катастрофы в планетарном масштабе ставит в повестку дня необходимость участия всех стран – как развитых, так и развивающихся – в пост-Киотском соглашении. Ведь уже предельно ясно, что в вопросах экологии, климата все страны черпают из одного источника, который можно иссушить неразумной эксплуатацией.
Получается, что экологическая безопасность на планете ныне выдвигается в ряд важнейших проблем. И соответственно возрастает значение обслуживающего ее международного взаимодействия – своего рода «экологической дипломатии». Ее первостепенной задачей станет не только организация нового международного форума под эгидой ООН с целью продолжения киотского процесса, но и выработка конкретных норм сокращения парниковых газов. Последнее станет, видимо, самой сложной задачей, ведь универсального понятия «справедливых» или по крайней мере приемлемых для всех норм выбросов пока не существует.