В конце минувшей недели Игорь Шувалов как будто бы невзначай заметил, что Владимир Путин в конце года может предложить неожиданную кандидатуру на пост главы России. Можно спорить, сказал ли это помощник президента в простоте душевной либо сознательно подбросил дровишек в конспирологическую печь. Никакого принципиального значения имя преемника все равно не имеет. Будущий глава государства обречен демонстрировать жесткость, подчас бессмысленную и контрпродуктивную, как внутри страны, так и за ее пределами. Парадоксально, но своими последними решениями Запад, требующий от России соблюдения демократических норм, перекрыл для нее эту дорогу.
Пойдя на сознательное обострение в Мюнхене, Путин действовал во многом под влиянием «силового крыла» российского истеблишмента. США, а вместе с ними и другие члены НАТО приняли правила игры наших «ястребов». На прошлой неделе было отвергнуто предложение о совместном использовании Габалинской РЛС, закончилась полным провалом венская конференция, на которой обсуждалась судьба Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
У России возникло чрезмерно много фронтов на западном направлении. Одновременно мы ведем «мясные войны» с Польшей, которая блокирует дальнейшую работу по новому соглашению о сотрудничестве с Евросоюзом. То затухает, то вновь разгорается шпионский скандал с Великобританией.
От холодного политического ветра зябко стало обычным гражданам. На минувшей неделе мне пришлось договариваться о дате собеседования в консульстве США. Виза необходима мне для освещения предстоящей встречи Путина и Буша. Сотрудник посольства, отвечающий за работу с прессой, в ответ на мое: «Извините, что беспокою...» – разразился тирадой, в которой помянул сначала журналистов, затем Кремль, а потом вообще бросил трубку. К слову, мой знакомый недавно занимался оформлением шенгенской визы своему сыну. Он изо дня в день посещал консульство Италии, и раз за разом его просили принести все новые и новые документы. Между походами он в сердцах восклицал: «А ведь все говорят об облегчении визового режима! Где оно, это облегчение?»
А нет его. И не предвидится.
Кто кого втянул в эти ястребиные игры? Вопрос без ответа. Очевидно только, что непримиримые противники, «ястребы» в руководстве США и России сыграли на руку друг другу. И те и другие получили весомые бонусы – увеличение военных расходов, усиление собственных полномочий, возможность проводить более жесткую внешнюю политику. Но наши «ястребы» получили от конфронтации с Западом гораздо больше тактических дивидендов. Ведь новая холодная война не оставляет России шансов на настоящую, а не фасадную демократию.
Если враг у порога, остается лищь закручивать внутренние гайки. Для усиления вертикали власти, увеличения полномочий спецслужб, создания госкорпораций есть все аргументы. Враги развязали против России холодную войну, у самых границ расставлены системы ПРО, шпионы работают на российской территории, наш бизнес не пускают на Запад. А если Сочи проиграет Олимпиаду, то только по политическим причинам.
В ближайшие месяцы вряд ли стоит ждать глобального потепления отношений между Россией и Западом. Ледниковый период придется на время ухода Путина с поста президента, период передачи власти. И тайные козни вашингтонского обкома, а заодно его филиалов в Лондоне и Брюсселе станут бэкграундной темой двух избирательных кампаний.
Вот только выиграла ли Россия стратегически? Поможет ли закручивание гаек достичь стране амбициозных целей, о которых недавно говорил Сергей Иванов, – к туманному 2020-му войти в пятерку крупнейших экономик мира?
Однажды на одной шестой части суши пробовали двинуть страну в светлое будущее и создать высокотехнологичное производство. На прошлой неделе Путин вручил Госпремию писателю, который гениально показал, что методы «шарашек» не подспорье на этом пути, а сильным, талантливым людям, создающим условия для технологического прорыва, как воздух необходима свобода. «А вы не думаете, что помимо приказа должны быть спокойные, сытые, свободные люди?» – задал риторический вопрос всесильному главе МГБ инженер Бобынин, один из героев романа Александра Солженицына «В круге первом». И Абакумов только засопел.
Игры когда-нибудь заканчиваются, и начинается схватка, из которой кому-то не удастся выйти без потерь. Эта страна подобную схватку однажды уже проиграла.