Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Почему китайцы опередили самую передовую технологическую державу мира в области искусственного интеллекта? Дискуссии в США на эту тему не утихают. В аппарате президента Дональда Трампа нашли утешающий момент. Якобы китайцы использовали данные американских компаний Open AI и Nvidia.
И тут комментаторы вспомнили, что Трамп еще до второй победы на выборах предрекал, что лидеры России и Китая договорились поделить в XXI веке мир на три части – Евразию, где преобладает влияние РФ и КНР, Запад (имеются в виду США, члены НАТО, их союзники в Азии, на Тихом океане) и глобальный Юг – развивающиеся страны. Концепция, сходная с тем, как предполагалось решить спорные проблемы в ходе саммитов в Ялте и Потсдаме в 1944–1945 годах.
В том, что Трамп своими намерениями вызвал смятение в головах многих европейских лидеров и чиновников, общеизвестно. Очередное свидетельство тому – экстренная постановка вопроса об отношениях с новой администрацией США на саммите ЕС 3 февраля, который задумывался как европейская встреча в верхах, посвященная исключительно укреплению обороны сообщества. И недаром Метте Фредериксен, глава правительства Дании, верного партнера США по Североатлантическому альянсу, была вынуждена тщательно подбирать слова, объясняя Трампу, почему королевство не может допустить аннексии Гренландии. Но тут речь идет о препирательствах между своими. Как-никак, а расхождения уладят без драки.
Другое дело – Китай, который, несмотря на критику и экономические санкции Запада, продолжает тесно взаимодействовать с Россией. Недаром во время утверждения в Конгрессе в должности госсекретаря Марко Рубио сказал: «Китай лгал, обманывал, занимался хакерством, воровал, чтобы за наш счет превратиться в глобальную державу». Рубио назвал Китай самым сильным и опасным противником, с которым когда-либо сталкивалась Америка. А после встречи с конгрессменами государственный секретарь переговорил с министрами иностранных дел Австралии, Японии, Индии. Это, как передало агентство АР, стало ясным сигналом о том, что Белый дом будет продолжать работать с той же самой группой государств, с которой взаимодействовал экс-президент США Джозеф Байден. То есть речь идет о том, чтобы сообща с ними «пресечь агрессию и расширение экспансии Китая в Индо-Тихоокеанском регионе».
В этом случае европейские лидеры не отвергают опасения команды Трампа, а напротив, с ними соглашаются. Ведь еще в конце прошлого года Евросоюз ввел санкции против семи китайских организаций и бизнесменов за то, что они помогают России обходить ограничения, наложенные ЕС. В опубликованных чиновниками заявлениях говорилось даже, будто китайские фирмы производят по заказу России боевые деспилотники, которые Москва использует в ходе специальной военной операции.
Однако сам Трамп после вступления в должность резких антикитайских речей не произносит, напротив, тон его выступлений стал скорее примирительным. В ходе предвыборной гонки он грозился обложить китайские импортные товары пошлинами в 60%, но в настоящее время говорит лишь о 10%, то есть наказал китайцев куда слабее, чем Канаду и Мексику, откуда, по его словам, в Штаты проникают преступники и наркоторговцы. Для Канады и Мексики пошлины составляют 25%. Подоплека тут очевидна, комментирует АР, ведь Китай – один из крупнейших торговых партнеров США.
1 февраля Кэролайн Левит, пресс-секретарь Белого дома, подтвердила, что президент поднимет пошлины на китайские изделия в связи с тем, что в Поднебесной производят фентанил – вредный химикат, к которому пристрастилась часть американской молодежи. Но это лишь один осложняющий момент. А в целом сигнал Пекину отправлен позитивный.
«Мы ожидаем урегулирования расхождений и установления очень хороших отношений с Китаем», – заявил Трамп, причем как бы походя выдвинул два других важных тезиса: «Пекин может помочь положить конец войне в Украине. А также сократить свой ядерный арсенал». Что касается Украины, то союзники уговаривают, почти умоляют Белый дом, чтобы он увеличил поставки вооружений и экономическую помощь Киеву. Но Трамп продолжает играть на нервах союзников, как и Киева, и пока не дал ясного ответа.
Призыв к Китаю со стороны Вашингтона уменьшить ядерный арсенал – это вовсе не сенсация. Администрация Байдена публично и по дипломатическим каналам обращалась к Пекину с подобными предложениями, стремясь вовлечь КНР в трехсторонний диалог по ядерному оружию с США и Россией. Пекин высказал свою позицию по этому вопросу ясно и недвусмысленно. У Китая размеры ядерных сил намного меньше, чем у России и США. Пусть эти державы сократят свои арсеналы до масштабов, сопоставимых с китайскими, и тогда мы будем готовы начать переговоры.
Да Вэй, директор Центра по международной безопасности в университете Цинхуа в Пекине, говорит: «Тон заявлений Белого дома по Китаю более мягкий. Но подлинные планы Трампа для нас остаются загадкой».
Как бы то ни было, к выполнению одной из своих стратегических целей – ослаблению конкурентов США на мировом рынке нефти Трамп приблизился. Как передал Reuters, Китай приостановил намерения закупать российскую нефть в марте после введения Америкой санкций против так называемого теневого флота РФ.