Фото Reuters
Делегация американских высокопоставленных представителей побывала недавно в Каракасе с целью, как официально объявили в Белом доме, проведения переговоров по вопросам освобождения американских граждан, осужденных в Венесуэле по обвинению в «отмывании денег и пособничестве терроризму», и поставок в США венесуэльской нефти.
Однако ряд американских экспертов считают, что возобновление прямых контактов между Вашингтоном и Каракасом преследует совсем другие цели. В контексте подобных утверждений можно рассматривать публикацию в New York Times со ссылкой на авторитетные источники, согласно которой визит делегации США в Венесуэлу главным образом имел целью ослабить связи между Каракасом и Москвой в рамках усилий по изоляции России от ее союзников вследствие военной операции в Украине. В Вашингтоне, как отмечается, весьма опасаются угроз в области безопасности, которые могут исходить от российских союзников в Латинской Америке в случае углубления противостояния с Москвой.
В частности, американское руководство весьма обеспокоили недавние заявления венесуэльского лидера Николаса Мадуро о курсе на дальнейшее углубление военного сотрудничества с Россией на фоне слухов о планах России разместить в Латинской Америке свои военные базы. По утверждению американских экспертов, в настоящее время Венесуэла превратилась в форпост политики Кремля по дестабилизации континента. Москва якобы отводит Венесуэле ту же роль, что в свое время Советский Союз отводил Кубе.
Масла в огонь подлили недавние заявления колумбийского руководства, обвинившего Москву и Каракас в попытках дестабилизировать ситуацию в Колумбии, а также в причастности к серии кибератак и шпионской деятельности, направленных против этой страны. Богота призвала Вашингтон помешать планам России по превращению ряда латиноамериканских стран в инструмент политики Москвы.
Решение Белого дома направить в Венесуэлу высокопоставленную делегацию, в которую среди прочих вошел советник президента США по странам Латинской Америки и Карибского бассейна Хуан Гонсалес, привело к трениям между исполнительной и законодательной ветвями власти. Ведь в американском Конгрессе это решение Джозефа Байдена подвергли резкой критике не только республиканцы, но и видные демократы.
К ним можно отнести сенатора-демократа Роберта Менендеса, который без обиняков назвал президента Венесуэлы «раковой опухолью на теле Западного полушария», которому ни в коем случае «нельзя давать ни одного шанса на новую жизнь». В связи с этим он решительно осудил решение Белого дома пойти на контакты с «диктатором» даже в условиях эмбарго на поставки российской нефти в США.
В аналогичном тоне высказались и сенаторы-республиканцы Джеймс Риш и Марко Рубио (последний известен своей резко негативной риторикой в отношении Венесуэлы и Кубы). На своей странице в Twitter Рубио прямо заявил, что нельзя менять российскую нефть на нефть «венесуэльского наркотеррориста и диктатора». По его мнению, если Белый дом договорится с Мадуро, то это обречет венесуэльский народ на дальнейшую жизнь в условиях марксистской наркодиктатуры. Таким образом, считает Рубио, Байден, пойдя на контакты с режимом Мадуро, по сути, предал тех, кто в США прилагал максимум усилий для восстановления демократии в Венесуэле.
Таким образом, в политике Вашингтона в отношении Венесуэлы, похоже, сделан поворот на 180 градусов. Ранее США блокировали экспорт нефти из Венесуэлы, которая вследствие этого оказалась в бедственном положении. Вашингтон также предпринимал неоднократные попытки свергнуть Мадуро, оказывая поддержку лидеру венесуэльской оппозиции Хуану Гуайдо. Теперь же, пойдя на прямые контакты с Мадуро, Вашингтон фактически признал легитимность венесуэльского президента.
Подобное поведение Вашингтона еще раз демонстрирует, что для достижения своих целей он готов поступиться любыми принципами. И даже обвинение американским сенатором своего президента в предательстве Белый дом отнюдь не смущает. В данной связи симптоматичным является тот факт, что Гуайдо даже не был проинформирован о визите в Каракас американской делегации.
Обращает на себя внимание и то, что на вопрос корреспондента испанской газеты АВС о том, готов ли Вашингтон принести Гуайдо в жертву налаживанию контактов с Мадуро, Белый дом ответил молчанием.