Фото Pixabay.com
В материале «НГ» от 29 июля говорилось о выводе движения «Голос» о расхождении правоприменительной практики с конституционным принципом приоритета прав и свобод граждан над законодательными формальностями. Имеется в виду прежде всего проверка подписей, поданных за кандидатов, которая осуществляется некими экспертами по излишне облегченной процедуре.
Вопрос сбора подписей для кандидатов при внесении их в избирательные списки не является чисто российским изобретением и с принципами приоритета прав и свобод над формальностями общего ничего не имеет. Это вопрос целесообразности, поскольку в Конституцию всего не запишешь. А целесообразность регулируется другими законами. Так поступают и в ведущих странах Европы. Правда, как и в России, от сбора подписей избавлены как политические партии, так и (что является новым по отношению к России) объединения избирателей, которые уже заседали или заседают в парламентах различного уровня.
В Германии, например, этот принцип существует на всех трех выборных уровнях: федеральном, земельном и коммунальном. В немецком избирательном законе отмечается, что партия или кандидат для участия в прямых выборах должен предъявить подписи избирателей. Для этого в Германии имеется специальный формуляр, который должен заполняться собственноручно избирателем и подписываться им. Правильность заполнения формуляра и подпись проверяются в небольших общинах в адресном столе, а в более крупных – статистической службой или предвыборной комиссией. Сбор подписей необходим согласно закону, чтобы подтвердить, что партия или кандидат известны населению и пользуются в среде избирателей поддержкой. Обычное правило для федеральных выборов – 0,001% зарегистрированных избирателей, но не более 2 тыс. подписей. Правда, избиратель не имеет права давать свою подпись нескольким кандидатам.
На более низких уровнях – земельных и коммунальных – подписей требуется значительно меньше. Важно отметить, что заполнять формуляр каждый из подписантов должен самостоятельно. Возможно, что такой подход препятствует фальcификации подписей на формулярах.
Что касается требований к кандидатам, то они должны по меньшей мере три месяца проживать в районе, от которого выставляют свою кандидатуру. Другими словами, немецкое избирательное право варягов даже в рамках одного города не допускает. Кстати, «проживать» означает наличие регистрации в соответствующем ведомстве.
Решение о допуске или недопуске полностью находится в руках комиссии по выборам. Недопуск можно опротестовать в судах различных инстанций.
Конечно, и в Германии случаются казусы, когда недоучет формальностей препятствует той или иной партии получить доступ к выборам. Так случилось, в частности, с правопопулистской партией «Альтернатива для Германии» (АдГ) в связи с подготовкой к предстоящим выборам в земле Саксония. Как отмечает еженедельник Focus, АдГ даже усматривает в сложившейся ситуации заговор своих политических противников. Дело в том, что земельная комиссия по выборам объявила две трети партийного списка АдГ недействительными. Поэтому в предстоящих 1 сентября земельных выборах примут участие 18 человек вместо 61 кандидата АдГ.
По мнению заместителя главы АдГ Александра Гауланда, земельная комиссия по выборам с помощью серии трюков решила не допускать основную массу кандидатов этой партии к выборам. А ведь АдГ реально рассчитывала если не победить, то стать сильнейшей оппозиционной силой в этой восточногерманской земле. Опросы показывали, что она могла бы рассчитывать на 30 мест в земельном парламенте.
Ошибка АдГ заключается в том, что списки кандидатов в депутаты были представлены избирателям в ходе двух избирательных собраний в феврале и марте. И в них участвовали различные группы кандидатов. Но по закону все кандидаты должны были все это сделать одновременно в ходе одного собрания.
комментарии(0)