Ведущий Сергей Майоров, замглавного редактора Russia Today Алексей Николов в роли переводчика и лауреат Кэвин Оуэн.
Фото предоставлено Фондом АРТ
Удивляться пришлось с самого начала. Церемония была назначена на 18 часов, съезд гостей – на 16.30. На подобных мероприятиях он действительно назначается за полтора часа, но тогда это время следует чем-то заполнить. Фуршетом, массовиками-затейниками, выступлением артистов, караоке – хоть чем-нибудь. Полтора часа ходить кругами по фойе, как в школе на большой перемене, – увольте. От нечего делать я принялась рассматривать кремлевские виды (благо стены – стеклянные). И невольно подсмотрела, как прямо ко входу Кремлевского дворца подъезжает иномарка, из которой выбирается президент телеакадемии – Владимир Познер. Если учесть, что всех прочих посылали от Кутафьей башни вкруголя через Александровский сад, а в пригласительных билетах сообщалось, что парковка автотранспорта на прилегающей к Кремлю территории запрещена, – деталь небезынтересная.
Американский гражданин, въезжающий на машине в Кремль, – почти то же самое, что подданный Великобритании, признанный лучшим ведущим информационных программ российского телевидения. Спорим, вы не знали, что Кэвин Оуэн, получивший «Орфея» за новостные выпуски (телеканал Russia Today), стал первым, кто рассказал англоязычному миру о том, что Сочи выиграл право принимать зимние Олимпийские игры-2014. Специфика канала – вещание на английском языке для западной аудитории – подразумевает, что Оуэна не видели на экране не только зрители, но и телеакадемики до тех пор, пока не посмотрели присланные на конкурс записи его программ с переводом на русский. Посмотрели – и пришли в восторг. Кэвин 20 лет работает в прямом эфире (последние два – на Russia Today, до того – на Sky News и BBC Wales в Лондоне); кажется, стоит поверить академикам, что он и впрямь лучший.
Парадоксального на ТЭФИ-2008 хватало. Во всех выступлениях преобладали два мотива: пожелание премии здравствовать и далее (режиссер Сергей Урсуляк, получая «Орфея» за «Ликвидацию», лидерa в пяти номинациях, сказал: «Лишь бы не ликвидация ТЭФИ!»). И – выражение радости по тому поводу, что церемонию не снимают для телетрансляции («Хорошо, что нет трансляции, – поспокойнее будет говорить», «Это плюс, можно говорить и не бояться, что вырежут»). Это ж до чего надо довести телевизионщиков, чтобы они радовались тому, что их не покажут по ТВ!
Случился и конфуз – при объявлении победительницы женской роли в сериале (Вера Алентова, «И все-таки я люблю», Первый канал) на сцену никто не вышел. «Орфея» понесли назад в закулисье, пообещав вернуть в стены академии (реплика Михаила Швыдкого: «Уже есть смысл сохранить академию!»). Хватало и спорных решений – в пяти номинациях было вручено по две премии. Раньше в подобных случаях президент Познер отдавал свой решающий голос кому-то одному – возможно, Владимир Владимирович расхотел брать на себя такую ответственность.
Поразило присуждение академией специального приза «Ледниковому периоду» (Первый канал) – вроде он и так не был обойден вниманием, получив две статуэтки: за продюсерство (К.Эрнст, А.Файфман, И.Авербух) и как развлекательная программа-игра. Неужели не нашлось ничего не менее достойного в телесезоне 2007/08? Неплохо было бы отметить за красочность и сложнопостановочность шоу «Король ринга». Или документальный фильм Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР. 21 год» как образец настоящей документалистики – глубокой, обобщающей, философской. К моему недоумению, фильм – общественное явление не был отмечен. «Продавец крови» (РЕН ТВ), ставший лауреатом в номинации «Документальный фильм», – работа качественная, но, так сказать, более узкого порядка, а «Рожденные в СССР» – глобальная, наглядно демонстрирующая, как меняется растущий человек на фоне исторической эпохи (Мирошниченко снимал детей в 7 лет, их же в 14 и в 21 год). Мне показалось, что продюсер Оксана Барковская, которая считает творчество Сергея Мирошниченко вершиной российской документалистики, испытывала некоторую неловкость, получая приз.
Случилась и нечаянная радость – наконец-то единственная импровизационно-игровая программа нашего телевидения «Слава богу, ты пришел!» (СТС) победила в номинации «Развлекательная программа: юмор». Правда, справедливость припозднилась восторжествовать – наградить бы эту передачу на год раньше, когда на ней работал блистательный тандем – ведущий Михаил Шац и судья Александр Цекало┘
Сердце порадовало минимальное количество скетчей пяти пар ведущих и постоянно пребывающий на сцене оркестр Олега Лундстрема. Ну и относительная быстрота происходившего: несмотря на 50 номинаций, церемония шла, можно сказать, стремительно, уложившись в три с половиной часа.
Одно из сильнейших впечатлений – кремлевские официанты. В золотых парчовых жилетах, в плотных белых перчатках – так, наверное, выглядели официанты в «Яре» царских времен. Причем VIP-зону обслуживали официанты пенсионного и предпенсионного возраста, а всех прочих – девушки и юноши лет по 16–17. Последние стояли гурьбой, балагурили и вспоминали про свои непосредственные обязанности тогда, когда кто-нибудь из гостей сам принимался собирать и складывать грязные тарелки. Или, заметив в зале креманки с мороженым, просил принести и ему. Кофе многие так и не дождались. А я-то думала, что в Кремле все бывает только по высшему разряду! В официанты допускаются лишь мужчины одного роста и сложения, их не замечаешь – они существуют где-то за твоим плечом, не в пределах видимости, а все нужное появляется самой собой┘
Что я хочу напоследок заметить. Профессиональная телевизионная премия, безусловно, необходима. Такая церемония по ее вручению – нет. Чем подобная профанация, лучше уж обойтись вручением «Орфеев» в самой академии. Голосование там уже идет? Отлично, пусть и вручение происходит там же. Никаких гостей, только академики и творцы. О результатах узнаем из СМИ. А то очень неприятно читать в интернете про то, что церемония ТЭФИ-2008 была курам на смех.
(Окончание, начало в «НГ» от 29.09.08)