Дибров, определяющий пропорции света и тьмы в герое.
Фото предоставлено пресс-службой ТВ Центра
До появления новой передачи канала ТВ Центр «Временно доступен» известного телеведущего Дмитрия Диброва несколько лет не было на экране. Но вернулся в эфир он, похоже, в несколько иной ипостаси┘
– Дима, последней вашей програмой перед трехлетней паузой была передача со страшненьким названием «Я готов на все», в которой герой «покупал» осуществление мечты близкого человека путем преодоления своего органического страха перед глубиной, высотой и прочими ужасами?
– Последней моей эфирной работой была передача «ПроСВЕТ» – это был наш общий проект с Борисом Гребенщиковым, где мы представляли зрителям талантливых, но не раскрученных людей из области искусства и культуры (и, поверьте, то был совсем не телепланктон). Что касается «Я готов на все» – несмотря на пугающее название, это была добрая передача: ради дорогого человека герой превозмогал свою фобию, за что получал возможность осуществить заветную мечту того человека – например, спеть с любимым исполнителем, или познакомиться со знаменитым футболистом, или попасть на тропический остров. Что ж плохого в том, что с нашей помощью не только один другого осчастливливал, но и сам избавлялся от фобии, которая мешала ему жить?
– Этим летом вы вернулись на экран – зрители увидели вас в пилотных выпусках программы «Временно доступен», и появились вы как соведущий Игоря Василькова. «Школа злословия» с Толстой и Смирновой на НТВ, «На ночь глядя» с Берманом и Жандаревым на Первом, теперь вот ваша пара – это тенденция такая в жанре телеинтервью, двое на одного?
– По-моему, «Школа злословия» – это два поколения петербургской интеллигенции, сведенные в одном формате. Я боготворю Татьяну Никитичну, да и Дуне Смирновой готов поклониться в ножки за фильм о Бунине по ее сценарию. Борис Берман и Ильдар Жандарев – отлично образованные культурологи, чей предмет – соответственно культура и деятели культуры. Что касается нас с Игорем Васильковым в передаче «Временно доступен» – вы не правы, мы не соведущие. Когда руководитель АТВ Анатолий Малкин пригласил меня на этот проект, я сказал ему, что мне уже неинтересно существовать в кадре в качестве интервьюера. «Ну, так делай, что тебе интересно», – был ответ. Мне правда неинтересны детали – кто что любит, у кого какие творческие планы и т.д. Ведущий передачи – Игорь, моя роль скорее – что-то вроде литературного помощника ведущего. Я встреваю в беседу тогда, когда появляется возможность какого-то заключения, вынесения некоего моралитэ, а это несколько иная роль, не так ли?
– И критика уже успела вас в этой роли поругать – за неуемное цитирование, перетягивание одеяла на себя, а также общее желание образованность свою показать.
– Да уж наша телекритика не устает твердить, что телевизионщики – это сборище самовлюбленных прохиндеев. Вообще-то задача критики – созидать, судить все же зрителю, а доли четырех прошедших передач были высоки, несмотря на лето и позднее время показа – после полуночи┘ Впрочем, возможно, мне пока еще не удалось достичь желаемого в попытке быть не интервьюером, а резонером.
– В пресс-релизе канала сообщается, что Дибров будет выискивать светлое в персонаже, а также определять в нем пропорции света и тьмы.
– И это действительно единственная моя задача в данном формате. Каждый из нас носит в себе и божественное, и дьявольское, Армагеддон проходит внутри каждого из нас. Сегодня ты можешь сподличать и смалодушничать, а завтра выхватить чужого ребенка из-под колес.
– На предпринимателя Германа Стерлигова вы только что не бросались – какие уж там поиски светлого, он вызвал у вас страшное неприятие – почему?
– Меня возмутило несоответствие его декларации своей религиозности и того, как он при этом поступает. Соседку называет ведьмой, телезрителей – свиньями, своих малых детей научил обращаться с оружием – мол, если кто из непрошеных гостей сунется на подворье┘ Тут уж как угодно можно наизусть шпарить Евангелие, но дела-то не соответствуют.
– И все же позвольте сказать, что ваша новая передача оставляет неоднозначное впечатление┘
– А есть при нынешнем состоянии телевидения такая, которая оставляет впечатление однозначно хорошее, можете такую назвать? Впрочем, без нареканий не обходилась ни одна – даже общепризнанная интеллектуальная «Что? Где? Когда?» – в момент, когда книги-призы в ней были заменены на деньги-призы. Я отлично помню, сколько было возмущений и негодований по этому поводу, а Ворошилов сказал: «Пришло время, когда ум зарабатывает деньги», и был тысячу раз прав.
– Не кажется ли вам, что заготовленные монологи медийных персонажей утяжеляют вашу новую передачу?
– Скорее, они являются подпоркой для меня; нет же такой задачи – непременно использовать все девять заготовок┘ Герой в студии выбирает тему из предложенных ему – о зависти, о любви, об отношении к тому или другому явлению и проч., – тогда мы и включаем соответствующий заранее записанный монолог.
– В эфир выводятся телефонные звонки – один и тот же женский голос задает вопросы. Гримеры появляются в кадре┘ Это такая обманка – мол, у нас тут прямой эфир?
– Лето – поле для эксперимента. Мы ввели все эти элементы, чтобы показать, как это может выглядеть-осуществляться в прямом эфире. Оказалось, вполне достойно, так что если канал на это пойдет, мы готовы трансформироваться и работать на самом деле в прямом эфире.
– Если не критиков, то чье мнение важно для вас по поводу ТВ-процесса?
– Константина Эрнста и Леонида Парфенова – людей, которые сделали очень много для развития современного телевидения. Потому что ценно мнение профи, чей профессионализм был многократно подтвержден. Кстати, Парфенов будет первым героем передачи «Временно доступен» в новом сезоне.
– А что смотрите по телевизору сами как зритель?
– «Дискавери», конечно. Спутниковые каналы – исторический «365», который считаю главным телесобытием прошедшего сезона, и документальный «24 док» – общедоступному ТВ очень не хватает настоящей документалистики, называемой ныне авторской.
– В начале года появился интернет-ресурс для интеллектуалов – ваш проект со Львом Новоженовым Топ4Топ.ру, он – главный редактор, вы – креативный продюсер. Но в начале лета прошла информация, что вы ушли из проекта, так ли это?
– Напишите, что я начал отработку новой концепции.