Включаю субботним утром телевизор – а там нечаянная радость. Повтор фильма «Гибель империи. Византийский урок». С последующим обсуждением в программе «Национальный интерес». Вроде совсем недавно показывали шедевр мысли? А на бис, по просьбам трудящихся. Вроде все уже высказались по его поводу, от Никиты Михалкова до Юрия Афанасьева? Так гости в студии выскажутся вернее.
И они себе высказались – особенно по поводу Юрия Афанасьева и его рецензии в New Times. Крепко так высказались. Лишь писатель Виктор Ерофеев стоял за него и за либеральные ценности. Игра шла в одни ворота, и самым ярым игроком оказалась Наталья Нарочницкая. То не рецензия, говорит, а степень истерики. Дай, говорит, либералам волю, они таких концлагерей понастроят!
Странное, думаю, дело. Что-то не понастроили те либералы в лихие 90-е концлагерей, а воля у них тогда вроде как была. В отличие от одного знаменитого антилиберала, долгое время правившего страной. И как раз оные понастроившего.
Ну-ка, думаю, еще что скажет Наталья Николавна, главный наш историк по версии ТВ? А вот что. Либо мы империя со стержнем – либо нас нет (ни одна империя еще не восстала из пепла – получается, что и нет. О чем тогда спор?). Время разбрасывать камни – и время уклоняться от объятий (ага, стремление к изоляции – самое то в век глобализации). Из интеллигенции надо выдавливать по капле врага – а вот это уже захватывает по-настоящему. Понятное дело, все зло от нее, малахольной, но выдавливать-то кто будет? Сами историки с национальным уклоном? Или попросят известную службу, качественно зарекомендовавшую себя в конце 30-х?
Не с подобных ли заявлений начиналась гибель империй...
Присуждаю звание телепузика недели Наталье Нарочницкой. Думается, национальный интерес заключается и в том, чтобы ученый сохранял академическую честность. Тому же, кто твердит, что кругом враги и осадное положение, – следует переименоваться из историков в политики. С историческим образованием.