Василий Аксенов, писатель
1. «Совершенно секретно. Две жизни председателя Мао» («Россия») – достаточно любопытно. Масса документальных кадров, первый приезд в Россию Мао Цзэдуна – он выходит из вагона, а в глазах столько недоверия и страха...
2. «Генерал Цвигун. Последний выстрел» («Россия») – тема опять из, казалось бы, забытого прошлого. И тема интригующая: самоубийство или его «убрали»? Генерал КГБ Цвигун – хорошо мне известная и зловещая фигура. Здесь же он изображается добрым дедушкой и обаяшкой – по воспоминаниям родных. Понятно, что дочь папу любит. Но как бы было доброму дедушке вознестись в руководство КГБ в те-то годы?.. Чувствуешь неудовлетворение от того, что не представлены мнения других сторон – одни родственные сантименты. И сама тема – что Цвигуна «убрали» – не разработана.
3. Персона – Леонид Парфенов, которому под долгую овацию зала был вручен специальный приз ТЭФИ.
Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир»
1. Хорошо, что на канале «Культура» по-прежнему выходит программа «Тем временем», хотя ее новый формат, сдвинувшийся в сторону ток-шоу, для меня не слишком убедителен. Ведущий Александр Архангельский делает в этих обстоятельствах максимум возможного, особенно если учесть, что телевидение плохо приспособлено для действительно серьезного обсуждения действительно серьезных проблем (так, последний выпуск был посвящен взаимоотношениям работников культуры и представителей церкви).
2. Огорчает отсутствие на том же канале привычной уже и, на мой взгляд, необходимой передачи Александра Шаталова «Графоман». Совершенно бессмысленным был последний выпуск «Школы злословия» (НТВ), выбор гостя – Сергея Белоголовцева – явно неудачен.
3. Мои местечковые радости: одна из статуэток ТЭФИ-2004 была вручена сотруднику нашего журнала Павлу Крючкову, ведущему передачи «Достояние республики» («Культура»). Горжусь.
Сергей Есин, писатель, ректор Литинститута
1. По «Культуре» прошел караван верблюдов – «Путешествие по Великому Шелковому пути». Интересно. И потому, что древняя и современная история, и потому, что часть этого пути проходит по нашим бывшим советским республикам. Как живут? Мне кажется, плохо, зато самостоятельно.
2. Что может быть смешнее и нелепее украинских выборов: то бросают в кандидата «тупым и острым предметами», то бывшего премьер-министра (!) вызывают на допрос по поводу «дачи взятки российским военным». И второе, одни проблемы, почти те же люди, но почему так по-разному у Сорокиной и Познера? Феномен Сорокиной – ожидаемое.
3. Виталий Вульф рассказывает более интересные истории и менее интересные. Передача о Раисе Максимовне Горбачевой могла стать и захватывающей, но вдруг в нее – умеет это Вульф мастерски – ворвалась, как бы по ходу дела, одна страничка из жизни МХАТа, об Олеге Ефремове, о забвении его памяти друзьями. Тут, собственно, и началось захватывающее и, кстати, опасное телевидение, то есть настоящее.
Ясен Засурский, декан факультета журналистики МГУ
1. «Времена» (Первый канал) – взвешенно, разумно, сдержанно. Я имею в виду позицию Владимира Познера. Его – и «Времен» – первое появление в эфире в этом сезоне было весьма и весьма достойным.
2. Несмотря на неплохие сериалы – «Наполеон» («Культура»), «Штрафбат» («Россия»), на хороший кинопоказ, ощущается вакуум из-за отсутствия серьезных аналитических программ. Не хватает «Намедни», «Свободы слова», «Личного вклада», живших на НТВ...
3. Безусловно, Леонид Парфенов.
Евгений Попов, писатель
1. Авторская программа Бориса Аверина «Мистика судьбы» («Культура»). Это шесть документальных фильмов, серьезных и глубоких, о Владимире Набокове, Владимире Соловьеве и прочих интересных людях. Фильмы «Осенний марафон» (НТВ) и «Предсказание» («Культура») – наивные, очаровательные, трогательные. И актуальные каждый по-своему.
2. ...
3. Прекрасный артист Олег Валерьянович Басилашвили