За несколько дней до празднования Дня Победы российский телеэкран заполняют серые шинели и маскировочные халаты. Количество демонстрируемых военных кинолент по сравнению с обычными временами возрастает на порядок. Присмотримся, чем на этот раз порадовали в праздники зрителя отечественные телеканалы.
В эту майскую декаду невольно сложилось впечатление, что Великую Отечественную войну выиграли спецслужбы, разведчики и партизаны. Задолго до 9 мая очередной показ "Семнадцати мгновений весны" начал канал НТВ (чрезмерно частые повторы только вредят этой классической эпопее). 6 мая к прославлению рыцарей плаща и кинжала подключился ОРТ, показав фильм режиссера Антона Тимонишина "Их знали только в лицо". В этот же день эстафета была подхвачена каналом "Столица", демонстрировавшим известное кинопроизведение Владимира Басова "Щит и меч". 7 мая в процесс вмешался РТР фильмом режиссера Леона Кочаряна "Один шанс из тысячи". В этот же день эстафетную палочку подхватил ТВЦ лентой Ива Чампи "Кто вы, доктор Зорге?"
Темп с каждым предпраздничным днем нарастал. К вечеру 7 мая дня осанну спецслужбам начал петь М-1. Здесь крутили фильм про разведчиков, шпионов и диверсантов "Как вас теперь называть?". 8 мая усилия продолжил наращивать канал ОРТ, показав боевик Владимира Шределя "Пятеро с неба". 9 мая тему продолжила лента Тимура Золоева "Ожидание полковника Шалыгина". Не отставал в 57-ю годовщину Победы на той же разведшпионской ниве и РТР. С утра он продемонстрировал фильм Владимира Лысенко "Отряд особого назначения", затем, ближе к праздничному обеду, усилил эффект произведением того же Тимура Золоева "В двух шагах от рая".
Не выбивался из общего ряда и ТВЦ, показавший 9 мая фильм режиссера Константина Юдина "Смелые люди", где шпионов и разведчиков тоже немало. Канал СТС-Москва для тех, кто не успел посмотреть "Ожидание полковника Шалыгина" на ОРТ и "Отряд особого назначения" на РТР (или захотел бы увидеть их еще раз - в зависимости от времени показа), обе ленты продемонстрировал на своих частотах. Не стихли шпионские страсти и 10 мая. В этот день ОРТ запустил в эфир все четыре серии фильма Владимира Басова "Щит и меч", а РТР - ленту Алексея Швачко "Разведчики". Для полноты впечатления к масштабной панораме шпионско-диверсионных дел, созданной телеканалами в эти дни, следует добавить фильм Геннадия Полоки "Один из нас" (ОРТ, 11 мая), "Подвиг разведчика" (11 мая, М-1) и "Земля, до востребования" (11 мая, М-1).
Это, безусловно, явный перебор. Конечно, и разведчики внесли свой вклад в Победу, но далеко не такого масштаба, каким невольно пыталось представить его все праздничные дни российское телевидение. Фронтовая действительность на самом деле была гораздо прозаичнее и суровее. Вот, к примеру, только один факт. В декабре 1943 г. в 192-й стрелковой дивизии Западного фронта было проведено 23 разведоперации с целью захвата "языка". Ни одного пленного в этих операциях не захвачено, а потери наших разведгрупп составили 26 человек убитыми и ранеными. В 174-й и 247-й стрелковых дивизиях этого же фронта с 1 января по 15 февраля проведены сотни поисковых разведопераций и не захвачено ни одного пленного. В 331-й и 251-й стрелковых дивизиях разведчики неоднократно подрывались на своих минных полях, так как им не было в указано их расположение. В целом на Западном фронте за этот период на одного захваченного немецкого пленного приходится до пяти убитых бойцов разведподразделений. К сожалению, эта жестокая проза войны так и не нашла отражения в праздничном водопаде шпионских фильмов, в которых несколько разведчиков обеспечили выигрыш всей Второй мировой войны и сорвали все козни врага.
Не совсем понятно появление в праздничные дни на телеэкранах фильмов "Максим Перепелица", "Тайна двух океанов", "Ответный ход", "Случай в квадрате 36-80". При отборе этих лент, видимо, использовался принцип "хоть что-нибудь, да военное". В этой же связи можно рассматривать появление 9 мая на REN-TV фильма "Вор" (показанного непосредственно перед "Минутой молчания"). Преступник в этой ленте в военной форме, что, видимо, должно иметь отношение к Дню Победы.
И уж совсем непонятно в эти дни появление на телеэкранах "Новых похождений Швейка" (М-1, 10 мая) и "Антоши Рыбкина" (М-1, 10 мая). Этот агитпроп военных лет явно не нуждается в эфирной эксгумации, а если его и показывать, то далеко не в самое смотрибельное время. В ходе демонстрации крайне необходимы подробные комментарии историков и киноведов, объясняющие нынешнему неискушенному зрителю, как стало возможным появление на экранах такого рода кинопродукции. К этому же ряду лент относится и фильм Михаила Чиаурели "Падение Берлина" (НТВ, 9 мая). Это своего рода первая попытка снять предтечу "Освобождения", однако с правдивым отражением событий того времени фильм (как, впрочем, и само "Освобождение") практически не имеет ничего общего.
По большому счету, отечественное ТВ показом старых лент продолжает проедать советское наследство. Все продемонстрированные ленты были сняты в своем огромном большинстве в 1950-1980 гг. и несут на себе идеологическую заданность того времени. Из новых лент была показана только одна - и опять-таки про шпионов и разведчиков - фильм Михаила Пташука "В августе 1944-го". Не вдаваясь в подробный анализ этой ленты, следует заметить, что Пташук в рамках отпущенных средств и экранного времени сделал все, что мог. Однако на шедевр отечественного кинематографа его лента однозначно не тянет. Отметим, что в предпраздничные дни в Москве состоялся и премьерный показ фильма "Звезда". И снова - про разведчиков. Игра в шпионов - это поистине какое-то всенародное помешательство.
Окончательно нокаутировали в эти майские дни отечественную военную кинопродукцию всего два зарубежных блокбастера - немецкий фильм "Лодка" (Германия) (9 мая, М-1) и американский "Спасти рядового Райана" (ОРТ, 12 мая). После их просмотра становится абсолютно ясным, что добротного отечественного кино о минувшей войне как не было, так и нет. Форсирование Днепра из фильма Юрия Озерова "Прорыв" (ОРТ, 9 мая) по уровню достоверности показа не может даже близко стоять рядом со сценами нормандской высадки в "Спасти рядового Райана". И даже дважды показанный 9 мая боевик "Командир счастливой "Щуки" (СТС-Москва и REN-TV) очень далек по своим достоинствам от германской "Лодки".
На взгляд военного человека, настоящий фильм о Великой Отечественной войне в России еще не снят. Поскольку его предполагаемый бюджет может приближаться к сотне миллионов долларов, становится понятным, что поднять такой вес сегодня отечественный кинематограф просто не в состоянии. Это задача поистине государственного масштаба, однако руководство страны она пока, похоже, не интересует. Идеологический, нравственный и патриотический ущерб от этого недопонимания более чем значительный.