За роскошные украшения Элизабет Тейлор в Нью-Йорке развернулась настоящая битва как в зале, так и по телефону.
Фото Reuters
В Нью-Йорке прошла серия аукционов Christie's, на которых продавали коллекцию Элизабет Тейлор, ушедшей из жизни в марте этого года. До того как появиться на торгах, собрание три месяца путешествовало по миру, а началось турне выставкой в Москве, в Демонстрационном зале ГУМа («НГ» писала об этом в номере от 16.09.11). Теперь в течение четырех дней украшения, наряды и личные вещи кинодивы и иконы стиля (как любят называть ее американцы) расходились к новым владельцам. Самыми интересными стали, конечно, вечерние торги, которые аукционный дом называл «Легендарные ювелирные украшения», на этот раз нисколько не слукавив.
В самом деле, практически о каждом из 80 лотов, выставленных на вечерний аукцион, есть что рассказать, по крайней мере у самых дорогих предметов точно есть своя легенда, известная по воспоминаниям самой Элизабет Тейлор. Видимо, этот фактор и стал на торгах одним из решающих (наряду с высоким качеством самих украшений, в которых Тейлор разбиралась как никто). Только на вечерних торгах аукционный дом выручил феноменальные 115 млн. долл. вопреки первоначальной оценке всей коллекции из 269 лотов в 30 млн. долл.
Попасть на вечерние торги можно было только по приглашению, кроме того, аукционный дом разыгрывал специальные VIP-места (как в ложу королевского театра) с шампанским и канапе. Такая частная ложа оценивалась в 20 тыс. долл., но присутствующих сумма не смущала – как показали результаты аукциона, люди пришли тратить деньги, много денег. Среди гостей и потенциальных покупателей заметили газетного магната и коллекционера Питера Бранта, бизнесмена Джонатана Тиша, представителя владельца Dell Майкла Делла. Вечер, как положено, проводился на высшем уровне с вечерними платьями, смокингами, мехами и бриллиантами.
За бриллиантами, но главное за памятью, собственно, все и пришли. Первые же два лота – золотые браслеты с брелоками – выросли в цене в 10 раз. Тейлор обожала такие памятные вещицы, на одном из браслетов, например, есть брелок в виде точной копии хлопушки со съемок фильма «Укрощение строптивой». Третий лот подорожал и вовсе в фантастические 200 раз (продан вместо 1,5–2 тыс. долл. за 314 тыс. долл.). Это ожерелье с жетонами из слоновой кости для похода в оперу Тейлор получила от голливудской художницы по костюмам Эдит Хэд (актриса называла ее второй матерью). В несколько раз в цене вырастали и все последующие лоты, пока дело не дошло до номера 12. Его продажа стала быстрой кульминацией торгов, и, несмотря на то что далее последовали еще более 60 удачно проданных лотов, с ним ничто уже не смогло сравниться.
Под 12-м номером продавалась «Блуждающая» жемчужина, или La Pelegrina весом 203 грана – одна из самых значимых во всем мире. Она была найдена в Панамском заливе в 1500-х и столетиями принадлежала испанской короне, в частности королевам Маргарите и Изабелле, а позже князьям Юсуповым. Муж Тейлор Ричард Бартон купил эту крупную грушевидную жемчужину на аукционе в 1969 году за 37 тыс. долл., а Элизабет заказала у Cartier ожерелье в качестве оправы для нее. За драгоценную редкость торговались бойко, поднимая ставки сразу на миллион долларов. Итог – 11,8 млн. долл. против ожидаемых 3 млн. Самая дорогая жемчужина, самые шумные торги.
Всего же помимо этой продажи на аукционе было установлено семь рекордов. Один из них принадлежит теперь самому дорогому в мире бесцветному бриллианту – кольцо с этим бриллиантом, подаренное Бартоном, Тейлор носила почти каждый день. Новому владельцу оно досталось за 8,8 млн. долл. (эстимейт 2,5–3,5 млн.). Сразу два рекорда установила небольшая подвеска с очень ценным (теперь самым дорогим в мире) изумрудом. За это изделие любимой Тейлор фирмы Bulgari заплатили 6,5 млн. долл. вместо ожидаемых 500–700 тыс. Подвеска – часть гарнитура, сформированного по итогам похода Тейлор и Бартона в римский бутик фирмы во время съемок «Клеопатры». Бартон вспоминал о том времени с Тейлор так: «Я научил ее пить пиво, а она познакомила меня с Bulgari». Кстати, ожерелье из этого же гарнитура тоже значительно выросло в цене – с 1–1,5 млн. до 6,1 млн. долл.
В десятке самых дорогих лотов заслуженно оказалось и бриллиантоваое кольцо с рубином, которое Ричард Бартон подарил Элизабет на Рождество 1968 года. Коробочку с драгоценным подарком обнаружила на дне рождественского носка среди яблок и орехов дочка Тейлор – Лиза. Мама его сначала даже не заметила, но позже называла рубин самым совершенным из всех драгоценных камней, которые она когда-либо видела. Выставленное за 1–1,5 млн. долл., кольцо было продано за 4,2 млн.
В числе не самых дорогих, но исключительно милых предметов – три кольца с бриллиантами «Пинг-понг». Их Тейлор выиграла у Бартона в спортивную игру, и давшую название комплекту. Согласно пари, чтобы получить в подарок очередной бриллиант, актриса должна была обойти мужа на 10 очков, что она с успехом и сделала. При оценке в 5–7 тыс. кольца достались новому владельцу за 134 тыс. долл.
Несмотря на то что большинство самых роскошных подарков Тейлор получила от Ричарда Бартона, есть на торгах воспоминания и о других ее мужьях (всего актриса выходила замуж восемь раз). Так, за 4,2 млн. долл. (эстимейт 60–80 тыс.) была продана бриллиантовая тиара, подаренная Майком Тоддом. Она украшала голову голливудской королевы во время церемонии вручения «Оскара» в 1957 году.
Рассказать такие личные истории можно практически про каждую вещь на этих торгах. И, судя по тому, с каким энтузиазмом они раскупались, интерес к личности актрисы не стал меньше с ее уходом. Элизабет Тейлор была и остается для Америки и всего мира кинолегендой, память о которой многие из коллекционеров и покупателей теперь унесли к себе домой, в свои не менее личные истории.