0
1108
Газета Время и место Интернет-версия

18.11.2011 00:00:00

Театр начинается с выставки

Тэги: большой театр, выставка, костюм, la scala


большой театр, выставка, костюм, la scala Большой театр открывает двери не только новым спектаклям, но и выставкам.
Фото ИТАР-ТАСС

Нет, конечно, это не так. Театр начинается не с выставки. Он начинается с гала-открытия с президентом Медведевым и глинковским «Славься». Со скандальных и обиженных выступлений Николая Цискаридзе и штампа «национальный бренд». С очереди спекулянтов и бесконечного обсуждения бюджета реконструкции. Но все же...

Выставкой начинается его обычное ежедневное бытование, ежевечерний прием обычных гостей, а также прием гостей специальных, гастрольных. Одновременно само открытие театра дает старт и оправдание множеству проектов, которые наверняка ожидают нас в будущем. Ведь Большой – отличный повод поговорить в художественной форме о театре в целом, обратиться к немного подзабытой оперно-балетной тематике.

Сейчас в Большой с гастролями приехал миланский La Scala. Выступления артистов итальянского театра еще впереди: конечно, 12 ноября уже был исполнен «Реквием» Верди (дирижировал Даниэль Баренбойм, месяц назад назначенный художественным руководителем Ла Скала), но балеты «Эксельсиор» Ромуальдо Маренко и «Сон в летнюю ночь» Джорджа Баланчина приедут в декабре, а до оперы очередь дойдет только следующей осенью. Предваряя эти спектакли, в Москву был отправлен визуально-изобразительный десант театра – три десятка костюмов к спектаклям La Scala разных лет. Конечно, привезли эту выставку на закуску к основным музыкальным блюдам, но она приятно возвращает к не слишком популярной в выставочных календарях теме театральной сценографии.

Читать историю музыкального театра по сценическим костюмам – особое удовольствие. Пусть никуда не уйти от имен создателей, режиссеров и дирижеров, пусть театр второй половины ХХ века не так ориентирован на творения художников, как театр начала века. Но именно из этого материального мира рождается образ эпохи, вдохновленный музыкой, но подсказанный историей и жизнью.

Как рассказала генеральный директор La Scala Мария ди Фреда, все привезенные спектакли можно разделить на четыре исторических периода жизни театра. Самый ранний из них связан с именем Лукино Висконти – спектакль «Анна Болейн» 1957 года в свое время стал почти революционным не только благодаря прославленному режиссеру, но и из-за того, что главную партию в нем исполняла Мария Каллас, а декорации делал Николай Бенуа, художник из великой семьи, много лет работавший главным художником La Scala. Правда, на выставку приехали его костюмы не для Каллас, а для Чечилии Гасдии и Елены Образцовой – потерто-бархатные, увешанные фальшивыми жемчугами, но уже почти антикварные как в материальном, так и в историческом смыслах.

Следующая веха – 1970-е, время Джорджо Стрелера, вернувшегося в оперный театр после драматического, и Клаудио Аббадо, только-только ставшего не просто главным дирижером, но и художественным руководителем La Scala. Пара костюмов из «Симона Бокканегры» плюс три из «Макбет» – вот и вся эпоха, период смелой режиссуры, лаконичных декораций (макеты коих, впрочем, не привезли) и вполне классических костюмов.

Дирижер, по которому отмеряется третий исторический период выставки, – Рикардо Мути. В 1980-е неизменным остается Верди, но костюмы и декорации перестают скромничать. «Набукко» с безумными шлемами, псевдометаллическими накладками на струящиеся золотые длиннополые одежды играет пышностью и страстью. И пусть уже после ухода Мути «Аида» 2006 года превзойдет по своему безумству золота, цвета и материальности спектакли предыдущих лет. Наступает новый период, в котором театр становится еще более экспериментальным.

Франко Дзеффирелли ставит пышную, блестящую «Аиду» (костюмы этого спектакля расположены в самом центре экспозиции). Через год на сцене La Scala – «Тристан и Изольда» в скромных однотонных платьицах и шинельках. А затем выходит «Валькирия» с безумными костюмами от бельгийского дизайнера Тима ван Стенбергена – кожа, мех, шифон, чего там только нет (печально, что экспликации не раскрывают секретов использованных материалов, о которых порой можно лишь догадываться).


Мир оперы, в котором итальянцы – признанные короли, вполне уравновешивается другой экспозицией, открывшейся немного раньше в Мультимедиа Арт Музее. Мир балета, причем балета по преимуществу русского (тут уж исторически принято считать, что королевская корона принадлежит нам), представляет проект Dance in Voque – балетные фотографии на страницах знаменитого глянцевого журнала. Большой театр формально к этой истории отношения не имеет, но недаром специальный номер журнала открывается рассказом Майи Плисецкой про гастроли в Америку именно Большого.

Русские тут, конечно, доминируют. Начиная с классики вроде «Русского балета Монте-Карло» и Анны Павловой и заканчивая Ульяной Лопаткиной и Дианой Вишневой. Помимо Плисецкой – в мехах, в перьях и, конечно, в движении – тут и легендарный Рудольф Нуриев, и последняя звезда Большого (исходя из последних событий, для театра пока потерянная) Иван Васильев. Оба летящие, стремительные, напряженные, но такие разные. Нуриев, правда, есть и вовсе небалетный – вот он идет по лесу с букетом ландышей, тонкий, чувственный. А следом другая легенда – Михаил Барышников, снятый проницательной Анни Лейбовиц.

Вот серьезные и осмысленные Баланчин и Мясин – те, которые придумывали, творили без устали и также без устали женились на своих же балеринах (жены-балерины здесь же).


Здесь целая когорта Большого театра: Мария Александрова, Светлана Захарова, покинувшая ради Большого Мариинку, Наталья Осипова, теперь покинувшая Большой ради Михайловского. Сам Михайловский балет здесь тоже есть – эту декоративную фотографию активно тиражируют СМИ. Недалеко от нее и новый руководитель Начо Дуато, и прекрасная Пина Бауш в неизменных мужских ботинках.

Всех присуствующих не перечислить – около 120 снимков мировых фотографов – от барона де Мейера до Хорста, от Сесила Битона до Ричарда Аведона, от Хельмута Ньютона до Артура Элгорта – все то, что было напечатано в Voque за последние 13 лет. Меняется балет, меняется мода, меняется стилистика фотографии. Остается театр.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
671
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2398
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1600
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1224

Другие новости