Загадка мировой политики в интерпретации американского художника Дэвида Датуны.
Фото ИТАР-ТАСС
В Москве проходит ярмарка Арт-Москва, которая в этом году оказалась пристегнутой одновременно к выставке номинантов на Премию Кандинского и проектам 4-й Московской биеннале современного искусства. С одной стороны, такое соседство (особенно с биеннале), естественно, привлечет на ярмарку больше посетителей и потенциальных клиентов, в том числе из других стран. Для российской ярмарки, которая в прошедший год начала представлять себя на международных площадках в Лондоне, Базеле, Берлине, Кельне, – это лучшая реклама. С другой стороны – сравнения неизбежны, причем и с работами на биеннале и Премии Кандинского, и с зарубежными ярмарками. Сравнение это для многих будет не в пользу Арт-Москвы, зато может послужить хорошим стимулом для ее развития.
Что скрывать, последние несколько лет Арт-Москва откровенно оставляла желать лучшего. Но в этот раз, похоже, наметились некоторые сдвиги. Первое удачное новшество – все галереи получили одинаковые стенды с одинаковой арендной платой (по крайнем мере в главной центральной зоне). Это сразу сделало ярмарку гораздо более сбалансированной. Если раньше на Арт-Москве тон задавали российские галереи-монстры, занимавшие лучшие места и из года в год выставлявшие одних и тех же поднадоевших художников, то теперь их заметно разбавили совсем другие имена. Да, у Krokin – по-прежнему нескончаемая лунная серия Тишкова и узнаваемые полотна Батынкова, но есть и отдельный стенд с интерактивным проектом Сергея Кужавского «Мне нравится», в котором популярным персонажам предлагается поставить фейсбуковские «лайки». Галерея «Триумф», которая в прошлом отличалась размахом и даже переизбытком на стенде, в этот раз выступила с лаконичной экспозицией их трех последних работ AES+F из серии Allegoria Sacra. Часть этой серии как раз выставляет в рамках биеннале Мультимедия Арт Музей, так что «Триумф» удачно выступает по принципу «Здесь увидел – там купил». Да и у Марата Гельмана если и есть привычные «Синие носы», но уже не в таких масштабах: объект под названием «Ленин» мирно соседствует с похожим в техническом плане мульмедийным проектом украинского художника Ильи Чичкана.
Объект Саши Фроловой у галереи «Айдан». Фото РИА Новости |
Кстати, об Украине – в этом году присутствие братского народа на Арт-Москве как-то особенно ощутимо. И не потому что из 40 участников – четыре галереи из Киева и впервые имеет свое представительство украинский журнал о современном искусстве Art Ukraine. Но скорее потому, что все эти стенды яркие и заметные – украинское искусство последнее время вообще набирает силу, а Киев становится ареной привлекательных событий в арт-мире. Пожалуй, самый интересный проект выставляет галерея Татьяны Мироновой – правда как раз не национальный. Серия объектов американца Дэвида Датуны Putin Couture – это несколько больших инсталляций, обыгрывающих тему российской политики. Здесь есть сложносоставные флаги РФ и США (причем в последнем вместо звездочек – двуглавые орлы). Есть белый флаг, под которым вроде как подразумевается отсутствие границ и слияние мира в едином порыве, хотя, учитывая, что на этом флаге также двуглавый орел, работа скорее рождает ассоциации с капитуляцией. Ну а центральный экспонат – портрет Путина, собранный из крошечных изображений Моны Лизы: загадка в искусстве равно загадке в политике. Учитывая, что объекты еще и очень декоративны (они покрыты рельефом, склеенным из стекол очков), выглядят вещи очень выигрышно. Стоимость, правда, для российской сцены может показаться великоватой – от 80 до 120 тыс. евро.
В целом благодаря удачной раскладке экспозиций российские галереи хорошо перемешаны с иностранными гостями. Впервые участвует в этом году туринская галерея Gagliardi Art System, которая привезла скульптуры Фабио Виале, только что нашумевшего своей выставкой в «Гараже». Теперь примерно то, что было на выставке, но в меньшем масштабе можно купить: «Мона Лиза», будто бы вырубленная из пенопласта, стоит 25 тыс. евро, скрученное якобы резиновое колесо – 14 тыс. евро. Разумеется, и то и другое – каррарский мрамор.
Участвует в этом году в ярмарке и токийская галерея Whitestone, которая мгновенно привлекает внимание яркими работами популярного Такеши Мураками. Это скромные и по виду и по ценам принты (от 2 тыс. евро) и объекты (от 4,5 тыс. евро). Но если Мураками сразу привлекает внимание, то работы остальных художников на стенде предлагают задержаться. Так, например, здесь выставлена серия работ художницы Нобуку Ватабики, которая рассказала «НГ», что печальные существа, похожие на гуманоидов, на ее полотнах на самом деле суть воплощенные эмоции и идеи. Эти порой немного пугающие грустные лица с одними только глазами Рождают массу ассоциаций и чувств. Стоят они от 5 до 9 тыс. евро.
Также в ярмарке участвуют галереи из Саламанки, Риги, Бухареста, Таллина, Белграда, сразу две галереи из Гаваны. Как всегда, выставляется венский галерист Ханс Кнолль, который к тому же является членом экспертного совета ярмарки. А также давнишний участник – финская галерея Forsblom, на стенде которой кроме прочего работы молодой художницы Тани Ахметгалиевой, работающей с текстилем (ее отдельной проект, в частности, выставлялся год назад на Екатеринбургской биеннале).
Проект Константина Худякова в мюнхенской галерее Art&Space. Фото РИА Новости |
Несмотря на интерес нынешней биеннале к показу мультимедийного искусства, на приуроченной Арт-Москве таких работ немного. Есть проект Чернышева и Шульгина на стенде XL, где по фасаду Белого дома ползут бегущей дорожкой разные фразы типа Mind the gap или Let my people go. Причем всем желающим предлагают послать бесплатное sms со своим лозунгом. Есть проект с голограммами Владимира Кустова в виде объектов кунсткамеры и хирургическими инструментами у Марины Гисич. Есть, наконец, целый стенд совсем молодой мюнхенской галереи Art&Space, где выставлено несколько новых работ Константина Худякова (также с голограммами, 25–30 тыс. евро), его же скульптуры, созданные при помощи трехмерного принтера, медиапроект немецкого художника Фридера Вайса (видеокартинка, реагирующая на движение) и еще несколько подобных затей.
Как всегда, на ярмарке большая спецпрограмма. Тут и некоммерческие проекты, среди которых выставка работ из коллекции Пьера Кристиана Броше, выставка молодых британских художников Translate/Transcribe, перформансы группы Tajiks art, лекции и дискуссии, одну из которых, в частности, организовал аукционный дом Christie's.
Несмотря на приличный уровень цен и озвученную на пресс-конференции статистику продаж (в 2010-м они составили 4,4 млн. долл.), директор «Экспопарка» Василий Бычков сообщил, что «Арт-Москва» с ее многолетней историей – проект по-прежнему убыточный (в этом году он вылился в минус 4,8 млн. руб.).
Впрочем, у галеристов дела идут, кажется, лучше, чем у организаторов – еще до официального открытия ярмарки кое-где появились красные точки «продано». Насколько нынешняя ярмарка будет отличаться от предыдущих, проходивших в непростое кризисное время, покажут итоги. А пока впереди насыщенные выходные, в течение которых ярмарку непременно посетят сотни зрителей, среди которых, возможно, есть и будущие коллекционеры.