Квартет Мэлвина Уильямса.
Фото предоставлено пресс-службой посольства
«Если вам так же хорошо, как и мне, то встаньте и хлопайте» – на концерте Мэлвина Уильямса в Камерном зале ММДМ можно было представить, как проходят евангельские церковные службы в США. Для многих именно Мэлвин Уильямс и его группа – современное олицетворение жанра госпел, эмоциональных духовных песнопений, сочетающихся с живостью фольклорных мелодий. Его песни звучат на американском радио, и вот усилиями посольства США и двусторонней комиссии Медведев–Обама музыкант впервые дал концерты в Москве и Санкт-Петербурге.
Госпел со времен рабства до наших дней. Эта строчка в программке не передает, с каким чувством Уильямс исполнил все: от знаменитого спиричуэла XIX века Go Down Moses (Let My People Go) и традиционной песни Down By The Riverside, которую в свое время включал в свои выступления Элвис Пресли, до Time After Time Майлза Дэвиса. Современность – это второе отделение. А в первом Мэлвин с таким распевом, совсем не похожим на классическое исполнение Луи Армстронга, рассказал о страданиях Моисея и его народа (библейские притчи – одна из главных тем духовных песен спиричуэлс, из которых в начале ХХ века родился жанр госпел), что можно было вообразить, как нечто подобное выводит на берегу «великой реки» Миссисипи герой книги «Хижина дяди Тома».
Группа Уильямса, куда входят вокалисты и музыканты Андре Тейт, Бриджит Флери и Кастро Колеман, образовалась в типично южном штате Миссисипи, в городе Смитдейл. Многие традиционные для культуры американского Юга спиричуэлс ее участники знают с детства. «А это любимая песня моей мамы, которую сделала популярной королева госпела Махалия Джексон», – сказал Мэлвин перед исполнением How I Got Over. А теперь папина любимая – Sweethome.
Мэлвин Уильямс начинал еще в 60-х годах, когда его отец сколотил из сыновей имевшую успех группу Williams Brothers. Она шесть раз номинировалась на премию «Грэмми», а одна из композиций Мэлвина Уильямса – Cooling Water – в свое время держалась в списке самых слушаемых мелодий больше двух лет.
В первый свой приезд он успел выступить в Санкт-Петербурге, сыграть с хором Московской консерватории и дать концерт в столичном реабилитационном центре. И в Доме музыки Мэлвин не уставал повторять, как ему нравится в России. «Вы – отличные ребята!» После такого поощрения зал уже не мог себя сдерживать, люди хлопали в такт, по рядам пошла волна рук. Сам Мэлвин начал буквально подпрыгивать на стуле, а потом просто пустился приплясывать с гитарой. «Эй, Билли Джеймс, а тебе нравится?» – помахал Мэлвин атташе по информации, образованию и культуре американской дипмиссии, сидящему на балконе. В первом ряду две голосистые девушки, как потом выяснилось, родом из Нигерии, пели своему кумиру We love you! А ведь все начиналось со спокойной песни Стиви Уандера Love`s In Need Of Love. И никто не удивился, что в процессе госпел-импровизации и музыкального диалога с публикой девушки вышли на сцену и спели, как привыкли петь по воскресеньям в евангелистской церкви.
Потом началось невообразимое. Зрители из первых рядов вышли приплясывать и хлопать на сцену. И каждого Мэлвин Уильямс после концерта обнял и поблагодарил за поддержку. Это госпел, дамы и господа, его влияние на американскую музыкальную культуру XX века трудно переоценить, без него невозможно представить себе развитие джаза, ритм-н-блюза, соула, фанка и даже рэпа. А главное, к госпелу нельзя оставаться безучастным, потому что эти мелодии помогали жить и надеяться одним, вдохновляли на творчество других.