0
997
Газета Время и место Интернет-версия

18.02.2011 00:00:00

Страна про страну

Тэги: винзавод, выставка, фотография


винзавод, выставка, фотография Так снимают в большинстве своем наши фотолюбители.
Алексей Мальгавко. Деревенская свадьба. Фото с сайта Best of Russia

На Винзаводе открылась выставка Best of Russia, подводящая итоги ежегодного одноименного конкурса. Он в третий раз проводился на всей территории нашей страны как среди фотографов-любителей, так и среди профессионалов. Несмотря на подстрочный патриотизм, английское название проекта более емкое, чем его русский аналог – здесь подразумеваются и лучшие фотографии России, и самые главные события года, и важнейшие точки-регионы-города на карте страны, и еще много чего the best.

С каждый годом конкурс набирает популярность: так в 2008-м в нем участвовало около 16 тыс. снимков из 316 городов, в 2010-м – уже 27 тыс. фотографий из 570 населенных пунктов. Из этого потока профессиональное жюри отобрало 365, которые и выставили в Цехе Белого и Цехе Красного. Всю массу разбили на пять разделов-номинаций: события и повседневная жизнь, природа, архитектура, люди, стиль.

Каждый из разделов обладает собственной стилистикой. С точки зрения фиксирования важнейших событий самым интересным является первый. Это репортажная фотография, которая отмечает все то, что волновало наших сограждан на протяжении года. Конечно, с поправкой на выбор жюри. Художественное качество фотографий разное, есть и довольно банальные – кошки, дети с голубями, какие-нибудь влюбленные. Несколько ярких спортивных кадров (хоккей и футбол с почти балетными пируэтами, выкрутасы мотокросса на фоне Московского Кремля). Много фотографий из жизни провинциальной бедной России. Свадьба с убогим столом с клеенчатыми скатертями, пьяненьким гармонистом и слегка отупевшей невестой в дешевом синтетическом платье с поддельными бусами. Очередь за колбасой и туалетной бумагой, которые привезли в грузовике в маленькую отдаленную деревеньку. Бомж с собакой, похожей своей характерной мордой на персонажа классического мультфильма «Жил-был пес».

Рядом с этой ежедневной жизнью события гораздо более острые. Женщина со зверскими глазами машет портретом Сталина на фоне красных знамен. ОМОН лупит выступающих на митингах оппозиции. Бесстыже толстый военный начальник что-то доносит до своих сгорбившихся и совершенно не знающих, что такое военная выправка, подчиненных. Ироничный кадр с названием «Доступное жилье» - четыре жилых вагончика в заснеженном поле. Кадры, узнаваемые без подписей и издалека: оранжевые жилеты на фоне покореженного вагона – «Невский экспресс», слезы на фоне цветов – Лубянка. Конечно, летняя жара и пожары во всех проявлениях: от смешного белого медведя с ведром на голове и человека в шортах и противогазе, бодро шествующего сквозь московский смог, до жутких репортажных фотографий сгоревших деревень, оставшихся без крова людей и полыхающих пожарищ.

В подборке на удивление много фотографий, так или иначе отражающих религиозную тему. Здесь и почти официальный кадр с Патриархом, и неизвестный поп, равнодушно прогуливающийся вдоль ОМОНа, забирающего митингующих, и множество крестных ходов и крещений, и мусульманский праздник – улица, заполненная коленопреклоненным народом, и монастырская школа, и, наконец, выхваченная из толпы сморщенная бабушка, тянущаяся из-за прилавка за свечкой, трогательная и архитипичная.

Часть фотографий, вероятно, попала сюда не столько за их сюжетную составляющую, сколько за художественные качества. Как, например, замечательный кадр под названием «Рыбный день» Сергея Жукова из Коломны – девочка на фоне консервов, снятая через аквариум с карпами. Смесь почти бунюэлевского сюрреализма и чего-то от традиций советской фотографии. Или декоративный, цепляющий снимок Дмитрия Савватеева из Москвы с десятком лавочек, на которых в разных позах сидят люди, – композиция напоминает какую-то игру в спички.

С этим разделом в ногу идет номинация «Люди» – разнообразные портреты и, как правило, тоже из повседневной жизни. Конечно, много детей (как счастливых, так и с бездонными детдомовскими глазами) и пожилых людей – самых непосредственных в своих проявлениях персонажей. Знаменитых персон всего несколько – Гарик Сукачев, Андрей Макаревич, наконец Дмитрий Медведев, вернее его кусочек, пойманный в щелке позолоченной двери Большого Кремлевского дворца. Владимир Путин, кстати, тоже есть – в разделе «События» – с растерянным лицом, окруженный десятками ребятишек, тянущихся к нему за автографом.

Еще один раздел, где люди остаются для фотографов главными героями, – «Стиль», постановочные, глянцевые кадры, ничего социального, зато красиво выверенные игры. Эти снимки хороши по-своему – здесь игра света и цвета, большеглазые тощенькие модели, шелка и узнаваемые личности вроде Ксении Собчак. Здесь же, впрочем, есть и занимательные проекты, например «белое на белом» 17-летней Ольги Ладо из Краснодара – кусочки сахара и стакан молока на белом фоне. Эффектно и сложно с точки зрения съемки.

Наконец, еще два раздела удачно сплетаются между собой – «Природа» и «Архитектура». В первом – кадры, снятые профессиональной техникой, яркие цвета и странные ракурсы, которые кажутся порою нереальными. Рыжие сопки Камчатки, синие озера Алтая, альпийские луга Кавказа, белоснежные льды Арктики. Макросъемка: стрекозы, гусеницы, лягушки, увеличенная до громадных размеров снежинка. Много птиц, из животных – пушистые рога северных оленей, бредущие где-то вдалеке белые медведи и крошечный пятнистый олененок. Здесь же и черно-белые снимки, обыгрывающие графические контрасты голых деревьев и черных птиц на фоне светлого неба.

Черно-белой фотографии много и в архитектурном разделе. Он вообще, пожалуй, самый фантазийный – из сплетения архитектурных элементов всегда хочется получить новую историю, композицию, форму. Поэтому так настойчиво снимают ажурные мосты, решетки и лестницы. Поэтому в сочетании окон видятся лица, а тени от оград становятся новой тайнописью.

Здесь есть свои находки – какие-то не сразу узнаваемые питерские каменные ангелы на фоне огромной полной луны, ностальгические звонки на двери коммуналки, ловко пойманный момент – романтичный каменный мальчик из века минувшего тянется над водой к проплывающей мимо бутылки из-под пива, кинутой кем-то из наших современников.

Такое разнообразие фотографий невольно заставляет задуматься о критериях их отбора. Они, как оказалось, у всех членов жюри разные. При этом, как рассказала «НГ» специалист в области фотографии галерист Ирина Меглинская, жюри абсолютно объективно, так как все 10 его членов просматривают фотографии отдельно друг от друга и итоговые выбираются общим количеством голосов. «Не исключено, что мой выбор не совпал полностью с тем, что можно видеть на выставке. Это очень демократический способ сделать отбор представительным сообществом». Сама Меглинская при выборе опиралась на свои внутренние критерии, «насмотренность, появившуюся за профессиональную жизнь». А например, другой член жюри – председатель Союза фотохудожников России Андрей Баскаков: «Важны и изобразительное качество, и содержательный момент. Должно быть понятно, ради чего эта фотография была сделана и к тому же выставлена на конкурс». Его поддерживает главный редактор National Geographic Александр Грек, который также руководствовался вполне конкретными принципами, на которые годами опирался возглавляемый им журнал: «Все очень просто: фотографы должны снимать либо то, что никто еще не снимал, либо так, как никто еще не снимал».

Конечно, найти подобные оригинальные фотографии на фактически любительском конкурсе непросто. Греку это и не удалось – он признался «НГ», что ни один из тысяч просмотренных им снимков он бы не взял на страницы National Geographic. «Проблема этого конкурса – очень большой формат, – отметил он. – Когда можно все – на самом деле это плохо. Гораздо интереснее, когда стоят более жесткие рамки, например снимаем только эмоции людей в городе или диких животных. Здесь же большая часть присланных фотографий – целующиеся парочки, разрушенные церкви, стандартные пейзажи. Это интересно для домашних фотоальбомов, но не с профессиональной точки зрения». Андрей Баскаков не менее критичен: «Когда я просмотрел предоставленные мне работы, я не знал, как можно из этого материала сделать хорошую выставку. Это не уровень творческой фотографии, даже любительской. Конечно, были неплохие работы, но, к сожалению, их меньшинство. Было несколько неплохих снимков на социальные темы, в архитектуре, совсем единицы в моде и, как правило, очень тривиальный пейзаж. А то, что весь поступивший материал плохого любительского уровня публикуется на сайте, только отталкивает серьезных фотографов».

Может быть, отталкивает профессионалов, но тем не менее привлекает рядовых зрителей – посмотреть «Лучшие фотографии России» приходят десятки тысяч человек, и в минувшие выходные в, казалось бы, просторных залах Винзавода было не протолкнуться. И это, может быть, самый главный результат конкурса, ведь одна из его задач – популяризация фотоискусства. «Я думаю, что цель этого проекта – дать фотолюбителю респектабельную площадку и встречу с профессиональным жюри. Есть здесь и определенная просветительская функция, – прокомментировала Ирина Меглинская, – с самого начала в этом проекте была заявлена социально ответственная линия. Я получаю удовольствие от просмотра этой глыбы из тысяч картинок разного уровня – это как кино про страну посмотреть. Так снимают в большинстве своем наши фотолюбители. И мне это нравится».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
689
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2421
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1618
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1244

Другие новости