Так снимают в большинстве своем наши фотолюбители.
Алексей Мальгавко. Деревенская свадьба. Фото с сайта Best of Russia
На Винзаводе открылась выставка Best of Russia, подводящая итоги ежегодного одноименного конкурса. Он в третий раз проводился на всей территории нашей страны как среди фотографов-любителей, так и среди профессионалов. Несмотря на подстрочный патриотизм, английское название проекта более емкое, чем его русский аналог – здесь подразумеваются и лучшие фотографии России, и самые главные события года, и важнейшие точки-регионы-города на карте страны, и еще много чего the best.
С каждый годом конкурс набирает популярность: так в 2008-м в нем участвовало около 16 тыс. снимков из 316 городов, в 2010-м – уже 27 тыс. фотографий из 570 населенных пунктов. Из этого потока профессиональное жюри отобрало 365, которые и выставили в Цехе Белого и Цехе Красного. Всю массу разбили на пять разделов-номинаций: события и повседневная жизнь, природа, архитектура, люди, стиль.
Каждый из разделов обладает собственной стилистикой. С точки зрения фиксирования важнейших событий самым интересным является первый. Это репортажная фотография, которая отмечает все то, что волновало наших сограждан на протяжении года. Конечно, с поправкой на выбор жюри. Художественное качество фотографий разное, есть и довольно банальные – кошки, дети с голубями, какие-нибудь влюбленные. Несколько ярких спортивных кадров (хоккей и футбол с почти балетными пируэтами, выкрутасы мотокросса на фоне Московского Кремля). Много фотографий из жизни провинциальной бедной России. Свадьба с убогим столом с клеенчатыми скатертями, пьяненьким гармонистом и слегка отупевшей невестой в дешевом синтетическом платье с поддельными бусами. Очередь за колбасой и туалетной бумагой, которые привезли в грузовике в маленькую отдаленную деревеньку. Бомж с собакой, похожей своей характерной мордой на персонажа классического мультфильма «Жил-был пес».
Рядом с этой ежедневной жизнью события гораздо более острые. Женщина со зверскими глазами машет портретом Сталина на фоне красных знамен. ОМОН лупит выступающих на митингах оппозиции. Бесстыже толстый военный начальник что-то доносит до своих сгорбившихся и совершенно не знающих, что такое военная выправка, подчиненных. Ироничный кадр с названием «Доступное жилье» - четыре жилых вагончика в заснеженном поле. Кадры, узнаваемые без подписей и издалека: оранжевые жилеты на фоне покореженного вагона – «Невский экспресс», слезы на фоне цветов – Лубянка. Конечно, летняя жара и пожары во всех проявлениях: от смешного белого медведя с ведром на голове и человека в шортах и противогазе, бодро шествующего сквозь московский смог, до жутких репортажных фотографий сгоревших деревень, оставшихся без крова людей и полыхающих пожарищ.
В подборке на удивление много фотографий, так или иначе отражающих религиозную тему. Здесь и почти официальный кадр с Патриархом, и неизвестный поп, равнодушно прогуливающийся вдоль ОМОНа, забирающего митингующих, и множество крестных ходов и крещений, и мусульманский праздник – улица, заполненная коленопреклоненным народом, и монастырская школа, и, наконец, выхваченная из толпы сморщенная бабушка, тянущаяся из-за прилавка за свечкой, трогательная и архитипичная.
Часть фотографий, вероятно, попала сюда не столько за их сюжетную составляющую, сколько за художественные качества. Как, например, замечательный кадр под названием «Рыбный день» Сергея Жукова из Коломны – девочка на фоне консервов, снятая через аквариум с карпами. Смесь почти бунюэлевского сюрреализма и чего-то от традиций советской фотографии. Или декоративный, цепляющий снимок Дмитрия Савватеева из Москвы с десятком лавочек, на которых в разных позах сидят люди, – композиция напоминает какую-то игру в спички.
С этим разделом в ногу идет номинация «Люди» – разнообразные портреты и, как правило, тоже из повседневной жизни. Конечно, много детей (как счастливых, так и с бездонными детдомовскими глазами) и пожилых людей – самых непосредственных в своих проявлениях персонажей. Знаменитых персон всего несколько – Гарик Сукачев, Андрей Макаревич, наконец Дмитрий Медведев, вернее его кусочек, пойманный в щелке позолоченной двери Большого Кремлевского дворца. Владимир Путин, кстати, тоже есть – в разделе «События» – с растерянным лицом, окруженный десятками ребятишек, тянущихся к нему за автографом.
Еще один раздел, где люди остаются для фотографов главными героями, – «Стиль», постановочные, глянцевые кадры, ничего социального, зато красиво выверенные игры. Эти снимки хороши по-своему – здесь игра света и цвета, большеглазые тощенькие модели, шелка и узнаваемые личности вроде Ксении Собчак. Здесь же, впрочем, есть и занимательные проекты, например «белое на белом» 17-летней Ольги Ладо из Краснодара – кусочки сахара и стакан молока на белом фоне. Эффектно и сложно с точки зрения съемки.
Наконец, еще два раздела удачно сплетаются между собой – «Природа» и «Архитектура». В первом – кадры, снятые профессиональной техникой, яркие цвета и странные ракурсы, которые кажутся порою нереальными. Рыжие сопки Камчатки, синие озера Алтая, альпийские луга Кавказа, белоснежные льды Арктики. Макросъемка: стрекозы, гусеницы, лягушки, увеличенная до громадных размеров снежинка. Много птиц, из животных – пушистые рога северных оленей, бредущие где-то вдалеке белые медведи и крошечный пятнистый олененок. Здесь же и черно-белые снимки, обыгрывающие графические контрасты голых деревьев и черных птиц на фоне светлого неба.
Черно-белой фотографии много и в архитектурном разделе. Он вообще, пожалуй, самый фантазийный – из сплетения архитектурных элементов всегда хочется получить новую историю, композицию, форму. Поэтому так настойчиво снимают ажурные мосты, решетки и лестницы. Поэтому в сочетании окон видятся лица, а тени от оград становятся новой тайнописью.
Здесь есть свои находки – какие-то не сразу узнаваемые питерские каменные ангелы на фоне огромной полной луны, ностальгические звонки на двери коммуналки, ловко пойманный момент – романтичный каменный мальчик из века минувшего тянется над водой к проплывающей мимо бутылки из-под пива, кинутой кем-то из наших современников.
Такое разнообразие фотографий невольно заставляет задуматься о критериях их отбора. Они, как оказалось, у всех членов жюри разные. При этом, как рассказала «НГ» специалист в области фотографии галерист Ирина Меглинская, жюри абсолютно объективно, так как все 10 его членов просматривают фотографии отдельно друг от друга и итоговые выбираются общим количеством голосов. «Не исключено, что мой выбор не совпал полностью с тем, что можно видеть на выставке. Это очень демократический способ сделать отбор представительным сообществом». Сама Меглинская при выборе опиралась на свои внутренние критерии, «насмотренность, появившуюся за профессиональную жизнь». А например, другой член жюри – председатель Союза фотохудожников России Андрей Баскаков: «Важны и изобразительное качество, и содержательный момент. Должно быть понятно, ради чего эта фотография была сделана и к тому же выставлена на конкурс». Его поддерживает главный редактор National Geographic Александр Грек, который также руководствовался вполне конкретными принципами, на которые годами опирался возглавляемый им журнал: «Все очень просто: фотографы должны снимать либо то, что никто еще не снимал, либо так, как никто еще не снимал».
Конечно, найти подобные оригинальные фотографии на фактически любительском конкурсе непросто. Греку это и не удалось – он признался «НГ», что ни один из тысяч просмотренных им снимков он бы не взял на страницы National Geographic. «Проблема этого конкурса – очень большой формат, – отметил он. – Когда можно все – на самом деле это плохо. Гораздо интереснее, когда стоят более жесткие рамки, например снимаем только эмоции людей в городе или диких животных. Здесь же большая часть присланных фотографий – целующиеся парочки, разрушенные церкви, стандартные пейзажи. Это интересно для домашних фотоальбомов, но не с профессиональной точки зрения». Андрей Баскаков не менее критичен: «Когда я просмотрел предоставленные мне работы, я не знал, как можно из этого материала сделать хорошую выставку. Это не уровень творческой фотографии, даже любительской. Конечно, были неплохие работы, но, к сожалению, их меньшинство. Было несколько неплохих снимков на социальные темы, в архитектуре, совсем единицы в моде и, как правило, очень тривиальный пейзаж. А то, что весь поступивший материал плохого любительского уровня публикуется на сайте, только отталкивает серьезных фотографов».
Может быть, отталкивает профессионалов, но тем не менее привлекает рядовых зрителей – посмотреть «Лучшие фотографии России» приходят десятки тысяч человек, и в минувшие выходные в, казалось бы, просторных залах Винзавода было не протолкнуться. И это, может быть, самый главный результат конкурса, ведь одна из его задач – популяризация фотоискусства. «Я думаю, что цель этого проекта – дать фотолюбителю респектабельную площадку и встречу с профессиональным жюри. Есть здесь и определенная просветительская функция, – прокомментировала Ирина Меглинская, – с самого начала в этом проекте была заявлена социально ответственная линия. Я получаю удовольствие от просмотра этой глыбы из тысяч картинок разного уровня – это как кино про страну посмотреть. Так снимают в большинстве своем наши фотолюбители. И мне это нравится».