New Новые Черемушки. Из проекта "Модернизация модернизма".
Фото с официального сайта биеннале
В Центральном доме художника стартовали 2-я Московская биеннале архитектуры и 15-я Арх-Москва. Два крупных выставочных проекта объединились в одном пространстве, заполнив чуть ли не под завязку весь ЦДХ, – свои проекты привезли более двух сотен участников из 14 стран мира. Такое изобилие неудивительно, ведь тема биеннале как никогда актуальна. Если первая биеннале проходила в 2008-м под почти риторическим и очень русским вопросом «Как жить?», то сегодняшняя гораздо более практична: ее тема – «Перестройка». Всему виной кризис, который значительно сократил инвестиции в новое строительство и вернул архитекторов на землю. Впрочем, куратор биеннале Барт Голдхорн считает, что это совсем неплохо, поскольку позволяет обратить внимание на те ресурсы, которые уже существуют. А заодно поработать с сознанием инвесторов, привыкших вкладывать деньги только в знакомые проекты, представителей власти, не готовых к новаторским идеям, и простых людей, в головах которых по-прежнему сидят стереотипы, привитые советским временем. Русские люди очень боятся перемен, считает господин Голдхорн, и это главное, что нужно «перестроить». Проекты же нынешней биеннале рассказывают о том, как модернизировать и повысить качество построенного ранее жилья, и убедительно доказывают, что делать это выгодно и творчески интересно.
В пространстве биеннале модернизация касается как градостроительства, так и архитектуры отдельных зданий. В первом случае наиболее яркий проект биеннале – план реконструкции Перми, предложенный голландским архитектурным бюро KCAP architects, которое пытается перенести западноевропейский опыт на почву советского градостроительства. Главное, что предполагает предложенный «Стратегический мастер-план Перми», – запрет на расширение города за счет появления новых окраин (Пермь и так растянулась вдоль Камы на 40 км). Вместо этого практичные голландцы предлагают уплотнение, грамотную точечную застройку, улучшение качества существующих зданий. План основан на модели так называемого компактного города – концепции, популярной в густонаселенной Европе. Как пояснил «НГ» Барт Голдхорн, застройка существующих городов – актуальная тема для европейских стран, а компактный город позволяет уменьшить потребление ресурсов, решить транспортные проблемы, снять многие вопросы экологии.
Участники биеннале, впрочем, предлагают перестроить не только Пермь (внимание к которой за последние два года значительно возрасло). Но, например, Тольятти и Мурманск, которым посвящен проект «Трансформация города». Здесь же представлен симпатичный и пока очень редкий в России проект велосипедной инфраструктуры для подмосковной Дубны – небольшой зеленый город имеет все шансы последовать примеру европейских поселений, сплошь изрезанных велосипедными трассами. А Евгений Асс с учениками разработал проект возрождения маленького тульского городка Крапивны, который постигает та же участь, что и многие другие малые города России – постепенная деградация и умирание. Проект предполагает улучшение градостроительной ситуации, развитие инфраструктуры, увеличение рабочих мест и как следствие – населения города (сейчас в нем проживают всего 5 тыс. человек).
«Модернизация модернизма» – так называется еще один проект биеннале, в котором речь идет о перестройке послевоенного архитектурного наследия. В России возведенные индустриальным методом дома составляют до 80% фонда недвижимости, но опыт модернизации старого жилого фонда практически отсутствует. В то же время в Западной Европе за последние 15–20 лет было осуществлено немало проектов реновации крупномасштабных жилых районов, возведенных в 1950–1970-х годах. Поэтому центральная часть этого раздела – выставка «Модернизация панельных зданий. Германский опыт», на которой представлены примеры обращения с архитектурным наследием социализма в Германии. Безликие жилые и общественные постройки и объекты инфраструктуры с помощью новых технологий превращаются в стильные, современные и, главное, гораздо более удобные сооружения. С российской стороны здесь же представлен проект модернизации первого российского микрорайона Новые Черемушки. На стенде – макеты пластических архитектурных модулей, которые могут изменить этот район до неузнаваемости и сделать Новые Черемушки еще более новыми. А проецируемые на стену кадры из советских кинофильмов, на которых опрятно одетые строители под звуки бодрой песни возводят очередной микрорайон светлого советского будущего, иронично напоминают, что архитектура не стоит на месте и город нуждается в перестройке вслед за государством, обществом и сознанием граждан.
Помимо этого в ЦДХ есть еще немало спецпроектов, достойных внимания. Например, симпатичная инсталляция Archiwood, посвященная современной деревянной архитектуре и разместившаяся на улице при входе. Или проект «Большой мегаполис», представляющий своеобразный архитектурный диалог между планами развития двух больших и сильно отличающихся друг от друга городов – Парижа и Москвы. Остальное же пространство ЦДХ заполнено стендами многочисленных архитектурных бюро, дизайнерских компаний, производителей облицовочного камня, декоративных панелей, аллюминия, тканей, декораторов интерьеров, создателей мебели. Здесь и кипит основная жизнь – происходят знакомства, завязываются контакты, проводятся мастер-классы и лекции (в этом году пригласили, например, архитектора-урбаниста Кееса Кристиансе, который в сентябре 2009-го был куратором 4-й Международной архитектурной биеннале в Роттердаме, а также теоретика деконструктивизма Рема Коолхааса).
Сюда же примыкают и экспозиции выставки Арх-Москва, главное блюдо которой – проект, посвященный Питеру Айзенману. Архитектор с мировым именем, увенчанный многочисленными наградами, один из основоположников деконструктивизма, которого считают своим учителем и Даниэль Либескинд, и Заха Хадид, и Том Мейн, сам приезжает в Москву. Интервью с главной звездой биеннале читайте в следующем номере «НГ-антракта».