0
1854
Газета Время и место Интернет-версия

23.04.2010 00:00:00

Чаша мира

Тэги: выставка, художник, стерлигов, элизиум


выставка, художник, стерлигов, элизиум Директор галереи "Элизиум" Марина Молчанова и коллекционер Михаил Зеликман на вернисаже выставки.
Фото Дарьи Полонской-Буслаевой

В галерее «Элизиум» открылась выставка художника Владимира Стерлигова. Два года назад Стерлигова показывали в галерее «Проун», но тогда из его разнообразного творчества была выбрана узкая тема – цирк. «Элизиум», несмотря на скромное пространство, поставил гораздо более широкую задачу – показать фактически ретроспективу художника, первую в Москве.

В Москве же творчество Стерлигова известно намного хуже, чем в Петербурге, где он прожил вторую половину жизни. Оставив там наследие не только виде живописных работ, но и группы учеников, творениями которых до сих пор полны петербургские выставки нонконформистов. Первая же половина его жизни – сплошное кочевье и страдание, которое как раз этих самых учеников не могло не привлечь. Родился в Варшаве, детство провел в Москве, учился в петроградском ГИНХУКе, потом, как и положено, отбывал по ложному доносу срок под Карагандой, ютился в ставших чуть позже знаменитыми Петушках, воевал на фронтах, был контужен. После войны вновь оказался в Ленинграде, где жил на полулегальном положении, но официальному искусству не сдавался. Говорят, что это он дал определения этапам советского искусства – репрессионизм, сю-сю-реализм, высокое вырождение. Что мог публично сказать об официальной выставке, что «самое хорошее в зале – тени от веревочек». Что покупал книги любимых авторов и закрашивал в них плохие картинки, делая на их месте свои иллюстрации.

Будучи уже немолодым (он родился в 1904, ушел из жизни в 1973) и изрядно потрепанным жизнью, Стерлигов быстро стал популярным среди молодежи, распознавшей в нем носителя запретных идей Малевича, у котрого он учился, Матюшина, которого почитал, обэриутов, с которыми дружил и сотрудничал, а также Филонова, ученицей которого была его жена Татьяна Глебова. В 1960-е Стерлигов создал новый живописный принцип, развивающий идеи классического русского авангарда – свою знаменитую чашно-купольную систему. Он перевернул с ног на голову все то, чему научился у Малевича, хотя всю жизнь считал себя его учеником и отталкивался именно от его идей. Там, где у Малевича, – прямая, у Стерлигова – кривая и производные от нее – чаша и купол. Именно это чашно-купольная криволинейная структура является основой Вселенной, «своеобразной формой «упаковки» мира», по словам искусствоведа Аллы Повелихиной. «И после квадрата я поставил чашу», – писал Стерлигов. Выставка, кстати, так и называется.

Разобраться в этой художественной философии, не видя самих работ, практически невозможно. В экспозиции их около 120, еще столько же можно найти в опубликованном специально к выставке увесистом каталоге. Добрая половина этих вещей – открытие как для публики, так и для исследователей (они хранились у наследников и почти не выставлялись). В основном графика - акварель, гуашь, карандаш, несколько коллажей, немного живописи. Работы по циклам - здесь немного от Малевича, здесь - от Матюшина, там - цирк, далее чаше-куполные поиски. Несмотря на сложные филосовские идеи экспозиция в итоге получилась очень легкая, воздушная. Главное в ней - цвет и свет. Как раз то, что самому Стерлигову было так близко.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
667
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2396
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1597
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1221

Другие новости