Директор галереи "Элизиум" Марина Молчанова и коллекционер Михаил Зеликман на вернисаже выставки.
Фото Дарьи Полонской-Буслаевой
В галерее «Элизиум» открылась выставка художника Владимира Стерлигова. Два года назад Стерлигова показывали в галерее «Проун», но тогда из его разнообразного творчества была выбрана узкая тема – цирк. «Элизиум», несмотря на скромное пространство, поставил гораздо более широкую задачу – показать фактически ретроспективу художника, первую в Москве.
В Москве же творчество Стерлигова известно намного хуже, чем в Петербурге, где он прожил вторую половину жизни. Оставив там наследие не только виде живописных работ, но и группы учеников, творениями которых до сих пор полны петербургские выставки нонконформистов. Первая же половина его жизни – сплошное кочевье и страдание, которое как раз этих самых учеников не могло не привлечь. Родился в Варшаве, детство провел в Москве, учился в петроградском ГИНХУКе, потом, как и положено, отбывал по ложному доносу срок под Карагандой, ютился в ставших чуть позже знаменитыми Петушках, воевал на фронтах, был контужен. После войны вновь оказался в Ленинграде, где жил на полулегальном положении, но официальному искусству не сдавался. Говорят, что это он дал определения этапам советского искусства – репрессионизм, сю-сю-реализм, высокое вырождение. Что мог публично сказать об официальной выставке, что «самое хорошее в зале – тени от веревочек». Что покупал книги любимых авторов и закрашивал в них плохие картинки, делая на их месте свои иллюстрации.
Будучи уже немолодым (он родился в 1904, ушел из жизни в 1973) и изрядно потрепанным жизнью, Стерлигов быстро стал популярным среди молодежи, распознавшей в нем носителя запретных идей Малевича, у котрого он учился, Матюшина, которого почитал, обэриутов, с которыми дружил и сотрудничал, а также Филонова, ученицей которого была его жена Татьяна Глебова. В 1960-е Стерлигов создал новый живописный принцип, развивающий идеи классического русского авангарда – свою знаменитую чашно-купольную систему. Он перевернул с ног на голову все то, чему научился у Малевича, хотя всю жизнь считал себя его учеником и отталкивался именно от его идей. Там, где у Малевича, – прямая, у Стерлигова – кривая и производные от нее – чаша и купол. Именно это чашно-купольная криволинейная структура является основой Вселенной, «своеобразной формой «упаковки» мира», по словам искусствоведа Аллы Повелихиной. «И после квадрата я поставил чашу», – писал Стерлигов. Выставка, кстати, так и называется.
Разобраться в этой художественной философии, не видя самих работ, практически невозможно. В экспозиции их около 120, еще столько же можно найти в опубликованном специально к выставке увесистом каталоге. Добрая половина этих вещей – открытие как для публики, так и для исследователей (они хранились у наследников и почти не выставлялись). В основном графика - акварель, гуашь, карандаш, несколько коллажей, немного живописи. Работы по циклам - здесь немного от Малевича, здесь - от Матюшина, там - цирк, далее чаше-куполные поиски. Несмотря на сложные филосовские идеи экспозиция в итоге получилась очень легкая, воздушная. Главное в ней - цвет и свет. Как раз то, что самому Стерлигову было так близко.