Очередной Антикварный салон на 10 дней оккупировал Центральный дом художника. Все этажи, комнатки и закоулочки отданы на откуп исключительно старому и преимущественно русскому искусству. Правда, и тут появились диверсанты – например, на стенде галереи «Акварель» красуется работа Виктора Вазарели, которую к антиквариату ну никак отнести нельзя. Впрочем, рядом с пейзажем Бурлюка она, как ни странно, смотрится вполне гармонично, так что, может быть, российские антиквары просто следуют западной моде. Так, участники прославленной TEFAF вовсю сочетают на своих стендах древность и еще не просохшие полотна современников.
- Пригласят ли Россию на мировой арт-рынок (НГ-Антракт 18.04.2008): Специальный гость XXIV Российского антикварного салона -президент CINOA Бо Кнатсон
В этот раз салон проигнорировали несколько солидных участников. Не хватает всегда эстетского и лаконичного стенда Ravenscourt Galleries, отсутствуют аукционный дом «Гелос», галерея «Кабинет». А галерея «Наши художники» и вовсе, как будто в пику салону, устроила в день открытия вернисаж своей новой выставки, посвященной творчеству Алексея Кравченко. С чем связана такая перемена, понятно – антиквары давно жалуются, что салон стал исключительно местом светских встреч (и открытие для VIP-гостей это ясно показало), что новых клиентов он привлекает мало, а посещают его исключительно старые знакомые. И единственная радость от салона – возможность пообщаться с коллегами. К концу второго дня работы салона (а в выходные, как правило, больше всего посетителей) антиквары устало вздыхали: столько сил потрачено, а нет не только ценителей и почитателей редкостей, но и даже просто финансово устойчивых клиентов.
Впрочем, с этим мнением согласны не все – недаром на салоне появляются новые и сразу заметные участники. Например, галерея «Эритаж» принимает участие в салоне впервые и уже в самой престижной зоне выставляет отличную коллекцию русского зарубежья – здесь и Андре Ланской, и Серж Шаршун, и Серж Поляков.
Да и судя по стендам центральной зоны, многие постоянные участники по-прежнему верят в салон и стараются от раза к разу показать что-нибудь особенное. Так, например, открывает центральную зону четырехметровое полотно Филиппа Малявина, написанное для русского павильона Венецианской биеннале 1926 года (на стенде частной коллекции Сергея Иванова, 6 млн. долл.). А рядом на стенде LPM Fine Art – коллекция из дальневосточных сангин Александра Яковлева и работы Константина Сомова, проданных в ноябре 2007 года на Christie’s.
В большинстве своем участники отказываются от шпалерной развески (которой, правда, по-прежнему грешат петербургские коллеги). Особенно кардинально в этом смысле выступила галерея «Маяк», на стенде которой всего одна картина – натюрморт Николая Кузнецова «Бегония и глиняные кустарные фигуры». Работа экспонировалась на одной из выставок «Бубнового валета», что существенно сказывается на ее цене (500 тыс. долл.).
Заметно увеличилось и число тематических экспозиций – в этот раз их около 20, в то время как на осеннем салоне было всего 6. Хотя в строгом смысле подборку по определенной узкой теме представили всего несколько галерей. Большинство же подобрали произведения, ориентируясь на свою непосредственную специализацию, так что назвать их тематическими сложно. В любом случае то, что все большее количество галереей предпочитают сосредотачивать внимание на узких разделах искусства, приближает российский антикварный бизнес к европейским образцам.
Так, живопись западноевропейских мастеров традиционно представляет галерея «Старые мастера», французских импрессионистов – галерея «Школа», мебель русского стиля – галерея «Алексеевское подворье». У них, кстати выставлена замечательная резная дверь по эскизу Елены Поленовой, которую владельцы обнаружили на помойке одной из московских строек. Дверь эта некогда украшала кабинет Саввы Морозова, а теперь, чудом уцелевшая, – коллекцию галереи.
«Русский авангард 10–30-х годов», как всегда, показывает графику этого периода, но и выставляет неожиданный экспонат – трансформирующееся кресло-кровать, разработанное замечательным художником Владимиром Мюллером в 1932 году. Уникальную в том смысле, что мебель русского конструктивизма вообще очень редко появляется на рынке.
Вслед за галереей «Эритаж» тему русского зарубежья продолжают «Maricevic Fine Art», галерея Владимира Каплунова и, конечно, «Элизиум» – самая опытная галерея, работающая в этой области. На стенде «Элизиума» – редкие на российском рынке работы Сержа Фера, Элен Эттинген и необычное полотно супруги прославленного Фернана Леже – Нади Леже, на котором художница изобразила себя в образе участницы Сопротивления. Кстати, на салоне «Элизиум» представил и еще один проект – интернет-портал ArtInvestiment – своеобразный российский аналог Art Price, посвященный исключительно русскому искусству. Создатели сайта не просто собирают данные по работам русских художников, появляющихся на рынке, но и пытаются просчитывать риски вложения в русское искусство.
Как всегда, классически продумана и утонченно выверена экспозиция «Русской усадьбы», жемчужина которой – фарфоровая ваза из Ораниенбаумского дворца. Вторая такая ваза находится в собрании музея «Кусково», правда, музею достался экземпляр с отколотыми ручками, в то время как у антикваров экспонат безупречного качества.
Галерея «Альбион», традиционно представляющая графику, в этот раз свое основное внимание сосредоточила на живописи, правда по-прежнему камерной. Работы европейских и русских художников разного времени объединены одной темой – вредные привычки. Тут и кабачки, и курильщики, и пьяные драки. С неожиданной экспозицией выступил салон «Ортодокс антик». Коллекцию из 300 фарфоровых пасхальных яиц императорского фарфорового завода выставила владелица галереи Галина Ойстрах. Коллекция интересная, но, по правде сказать, на любителя.
Галерея «На Ленивке» ограничила свой стенд жанром натюрморта, а галерея «2.36» – женскими образами в живописи и графике первой половины XX века. Есть и несколько монографических экспозиций – «Галлеев-галерея» рассказывает о творчестве ленинградского художника Израиля Лизака, «Классика жанра» выставляет работы художников династии Петровичевых, «Веллум» сосредоточилась на произведениях художника-космиста Бориса Смирнова-Русецкого.
Традиционно есть на салоне и некоммерческая экспозиция, которую уже второй раз представляет Фонд регионального развития. Ее тема – русский модерн – говорит сама за себя. Раскрыть ее на крошечном стенде сложно, так что, по словам директора фонда, проект получился скорее концептуальным. Работы предоставили художественные музеи Иванова, Твери и Костромы.
Не считая центральной зоны, по-европейски уравновешенной и стильной, остальная часть салона по-прежнему беспорядочна, чем особенно отличается третий этаж. Это не может не сказываться на обшем уровне салона, тем более что «межэтажный» разрыв с каждым разом все очевидней. Впрочем, многие покупатели и арт-дилеры как раз третий этаж во всей его неорганизованности очень любят – в этой мешанине можно найти какую-нибудь редкость, об истинной ценности которой не всегда догадываются владельцы. Затем редкость можно отреставрировать, почистить, окружить историческим контекстом и смело продавать на следующем салоне. Только уже на втором этаже. И по другой цене, разумеется.
Кстати о ценах. Российские антиквары, за редким исключением, по-прежнему цен называть не любят, а если и называют, то обязательно добавляют – это не для печати. То ли изменчивость рынка не позволяет устанавливать стабильные цены, то ли неведомые страхи перед гласностью. В общем, сплошные коммерческие тайны.