Эрвин Олаф. Кафе-мороженое. Из серии "Дождь". 2004. ЦВЗ "Манеж".
Фото предоставлено МДФ
Сегодня в Москве открывается шестой Международный Московский фестиваль «Мода и стиль в фотографии» – ежегодный трехмесячный марафон из более чем 60 фотовыставок на многочисленных площадках – от Манежа до музеев Церетели, от ГУМа до фонда «Екатерина». Тема, как всегда, расплывчата и всеприемлема – «Меняющаяся красота». Хочется добавить – в меняющемся мире, ведь большинство фотопроектов отражает не столько моду, сколько жизнь во всех ее проявлениях.
Вернисажи продлятся до конца апреля, но первые дни будут особенно ударными. Для затравки фестиваль открывается классикой – Новый Манеж представляет выставку «Легендарная Ли Миллер», проекты Пьера Жаана и Натана Лернера.
Американка Миллер – действительно легендарная. А еще эпатажная, провокативная, решительная. Ее карьера началась в Нью-Йорке со скандала – изображения Ли, тогда еще не фотографа, а модели, были использованы в рекламе прокладок Kotex. Дерзкая и смелая, Миллер в военное время снимала фронт, Бухенвальд и Дахау, освобождение Парижа. Но легендарной ее сделало все же не это, а годы, проведенные в Париже. Там она влюбилась в Мана Рэя, а вместе с ним – в сюрреализм. А заодно снимала окружавших ее великих – Пикассо, Кокто, Эрнста и многих других. Когда в 1947-м было образовано престижнейшее на сегодняшний момент фотоагентство Magnum, она стала одним из первых его членов.
Париж эпохи сюрреализма породил и еще одного художника – Пьера Жаана. Он, как и Миллер, приехал в столицу искусств в 1930-е, только не из Нью-Йорка, а из крошечного городка на Луаре. Снимал много и разнообразно, так что тема моды в его творчестве выступает сразу в двух ракурсах: официальная праздничная – в журналах и каталогах и реальная мода военного Парижа с ее бедностью и выдумкой – в репортажной съемке.
Наконец, еще одно воспоминание о 1930-х – работы Натана Лернера, художника и отчасти фотографа-экспериментатора, выходца из Нового Баухауза в Чикаго. С помощью фотографии он исследовал возможности света, а заодно снимал потертые курточки и дырявые башмаки беднейшего рабочего квартала Чикаго Максвелл Стрит.
В главном «Манеже» тоже не обошлось без классики. Здесь будут показаны фотографии Жака-Анри Лартига, человека, захватившего своим объективом все прелести жизни начала XX века. Ему, отпрыску одной из богатых семей Франции, первую камеру подарили в шесть лет – в 1900 году. И с тех пор начинается его своеобразный фотодневник собственных воспоминаний о «прекрасной эпохе». Лартиг снимал автогонки, пионеров авиации, альпийские курорты, пляжи и яхты на Лазурном берегу, деятелей искусства, театра и кино. Известность свалилась на него только в 1963-м (ему тогда было почти 70) после выставки в нью-йоркском Музее современного искусства. Но публичность мало волновала художника – всю жизнь он снимал для собственного удовольствия, не нуждаясь ни в славе, ни в деньгах. Возможно, поэтому его снимки выглядят такими одомашненными.
Еще одна линия фестиваля, более оправдывающая его название, – проекты, посвященные истории моды. Их немного, но охватывают они и прошлое, и современность. Выставка «Русский костюм XIX–XXI веков» в галерее «На Солянке»– целая энциклопедия народной моды. Попытка проследить историю бытования традиционного костюма вплоть до сегодняшнего времени, когда модельеры (например, Слава Зайцев) используют его мотивы при создании актуальной моды.
О советской моде 1950–1960-х рассказывает выставка в галерее Зураба Церетели с потрепанным названием «Ширпотреб». Это фотокадры из архива журнала «Огонек» – потребительская культура homo soveticus во всей ее красе, от процесса производства косынок до способов их повязывать. Правда, краса эта официальная – а значит, на страницах ведущего еженедельника страны не увидеть ни длиннющих очередей, ни «черного» рынка, ни бедность советской моды.
В 1980-е стало немного легче и веселее – советский андеграунд обзавелся собственной культурой и модой и вышел на улицы города. Проект «Хулиганы 80-х» в Манеже – это более 300 любительских и профессиональных фотографий «несогласных» не только с официальной политикой, но и с официальной культурой. Стиляги, байкеры, панки и рокеры. Агузарова, Цой, Курехин и Новиков. Большой рассказ о том, как они одевались, стригли волосы, красили губы и задавали тон массам своих поклонников.
Не может обойтись фестиваль и без высокой моды – Музей современного искусства на Гоголевском бульваре показывает выставку «Christian Dior – 60 лет истории в фотографиях»: 120 фотографий – наглядная эволюция не просто истории, но и развития стиля одного из ведущих дизайнерских домов. И, наконец, завершает тему сводный проект лучших фотографий последних двух лет российских глянцевых журналов – начиная с Esquire и заканчивая Playboy – в ГУМе и галерее Церетели на Пречистенке.
Со времен существования журналов профессиональные фотографы, умеющие творчески снимать моду, были нарасхват. Все они для себя снимали портреты, жанровые сценки, пейзажи далеких стран и многое другое, но знаменитыми становились именно благодаря «глянцу». Ги Бурден, прославленный французский фотограф моды, не просто снимал глянцевые картинки, а искал выражение собственных чувств и индивидуальности через, казалось бы, утилитарные рекламные сюжеты. Его сложные интригующие образы в свое время изменили каноны коммерческой фотографии. Теперь их можно видеть на выставке в Манеже.
Галерея Церетели, в свою очередь, привозит фотографии одной из интереснейших немецких женщин-фотографов Сибилле Бергеман. Она снимала все – и репортаж, и пейзаж, и портрет, но знаменитой стала благодаря журналу мод бывшего ГДР. Там ей удавалось под видом модных съемок опубликовать гораздо более серьезные социальные сюжеты. У Церетели же – и современная фэшн-фотография одного из модных французских фотографов Рэя Госта. Выставка так и называется «Портфолио № 7».
Помимо всего этого Манеж покажет цикл театрально-постановочной фотографии Филипа-Лорки ди Корсия, «Зимние истории» Паоло Вентуры (фантастические фотографические сновидения, героями которых являются птицеловы, жонглеры и клоуны), и фотографии и видеопроекты голландца Эрвина Олафа. «Винзавод» представит ночную жизнь Лос-Анджелеса глазами фотографа Эрика Ифергана. А в фонде «Екатерина» развернется большая экспозиция творений кинорежиссера Дэвида Линча – произведения живописи, графики, фотографии. Пройдут выставки и наших фотографов. Среди них – Серж Головач, Петр Аксенов, Анастасия Хорошилова, Анна Броше и многие другие.