0
1044
Газета Тема Интернет-версия

20.06.2008 00:00:00

Супермаркет искусства

Тэги: ярмарка, искусство, художники, участники


В швейцарском городе Базель состоялось самое главное событие на рынке современного искусства – международная ярмарка Art Basel, которая каждый год на 5 дней занимает внимание всех увлеченных арт-бизнесом. В этом году ярмарка приняла 60 тыс. посетителей, среди которых были самые знаменитые кураторы, самые щедрые коллекционеры, самые успешные арт-дилеры и самые скандальные художники современности. Все действо фиксировали более 2 тыс. самых шустрых арт-журналистов со всех континентов.

В этом году Art Basel отмечает свой 39-й день рождения. Первая художественная ярмарка современного искусства в швейцарском городке прошла в 1969 году и тогда была посвящена искусству, определяемому как modern, то есть созданному в первой половине XX века. Швейцарцы позаимствовали идею ярмарки у коллег из Кельна, которые организовали подобный арт-базар годом раньше. Те в свою очередь ориентировались на традиции Парижской биеннале антикваров и Grosvenor fair в Лондоне.

Теперь же, несмотря на все еще молодой задор, Art Basel стала самой солидной торговой площадкой для современного искусства (уже не только modern, но и contemporary) и сама успела обзавестись традициями. Так, число участников несколько последних лет не превышает 300, причем стать счастливчиком не так просто – конкуренция огромна, галерей, заявляющих о желании участвовать, как правило, более 800. Давно стало традиционным и расположение участников. Первый, элитный этаж громадного здания занимают старожилы ярмарки, самые уважаемые продавцы живописи и скульптуры первой половины XX века, – современной классики (как например, Galerie Gmurzynska из Цюриха). Второй этаж – более живой, молодой и провокационный – показывает самые последние сливки актуального искусства. Но главное – традиция ведущего культурно-развлекательного и светского мероприятия, помноженного на богатый арт-ассортимент, – именно такой ярмарку сделал Сэм Келлер, ее бессменный директор с 2000 по 2008 год. Теперь у ярмарки новое и пока не устоявшееся до конца руководство, но традиции живут.

Из тех сотен участников большая часть – галереи из США. Кроме таких именитых нью-йоркских дилеров, как Ларри Гагосян и Дэвид Цвирнер, а также международного монстра Marlborough (которая привезла замечательные работы Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда), приехали Pace Wildenstein с работами Раушенберга, Ротко и конъюнктурного нынче китайца Чжана Сяогана и Deitch Projects, которая, помимо прочих, продавала полиптих Дубосарского и Виноградова с выставки, устроенной недавно галереей в Нью-Йорке.

Из британцев, как всегда, выделялась влиятельная White Cub, работающая с молодыми актуальными художниками. Французы традиционно сильны мэтрами XX века вроде Пикассо, Дали, Эрнста на стенде Cazeau-Beraudiere. Азиатские галереи привезли современное искусство Японии, Кореи, Китая, а на стенде шанхайской ShanghART красовались работы Шэнь Фаня, которого только что показала на Московском салоне изящных искусств Ravenscourt Galleries. Из русских галерей на мировую арену допущена только одна XL, правда, уже в третий раз. В этот раз на стенде галереи можно было увидеть поролоновые скульптуры Сергея Шеховцова, мультимедийные игрушки Аристарха Чернышева, фотографии классика российской провокации Олега Кулика.

Обширная программа ярмарки включала презентации книг, лекции, перформансы, круглые столы по вопросам художественного рынка и развития различных арт-институций, а в этом году особенным вниманием пользовалась дискуссия художников Лоуренса Вейнера и Хорхе Пардо. Кстати, на ярмарку приехали и другие мировые знаменитости, такие как Элсворт Келли, Томас Руфф, Такеши Мураками, Тони Урслер, Пипилотти Рист, Эрнесто Нето, Дэн Грэхем. В разделе Art Premier 16 галерей выставили пары проектов-диалогов, дополняющих или спорящих друг с другом, так, например, берлинская Galerie Wien объединила искусство американца Джимми Дюрайма и корейского художника Ханга Янга. По словам владелицы галереи Барбары Вьен, «проект не имеет отношения к продаже искусства и дает возможность очень интересно поразмышлять над темой. Мы просто имеем удобный случай предложить двум различным художникам посмотреть со стороны на мешанину и разнообразие современной культуры». Но, пожалуй, самой большой популярностью пользовался, как всегда, раздел Art Unlimited – отдельное пространство, объединяющее все то, что не нашло места на стандартных стендах, – гигантские инсталляции, видео, скульптура, полотна (в этом году 69 проектов), которые представляют, скорее, музейный интерес, нежели коллекционерский.

Так что современная Art Basel отличается от Венецианской биеннале, пожалуй, только возможностью приобрести произведения. Несмотря на широкий культурный подтекст, ярмарка – это не биеннале, и главные посетители здесь все-таки коллекционеры и покупатели. И их состав, по наблюдениям организаторов, в этом году изменился. Меньше американских покупателей, что, впрочем, вполне нормально и со спросом никак не связано: американцы предпочитают летать в Европу, совмещая сразу два события – Art Basel и Венецианскую биеннале, которая в этом году не проводится. Зато многие галеристы отмечают значительное увеличение количества посетителей из Китая, Индии, Среднего Востока и России, что еще раз подтверждает тенденцию последних лет на мировом арт-рынке. Характерно и то, что чуть ли ни главной celebrity-фигурой нынешней ярмарки стал Роман Абрамович, которого после майских торгов в Нью-Йорке (напомним, что предположительно именно он купил по рекордным ценам работы Бэкона и Фрейда) с нетерпением ждали в Базеле и после открытия подозревали в причастности к ряду красных кружочков на стендах галерей.

Спрос на современное искусство таков, что сами участники нередко сравнивают первый день ярмарки с первым днем распродажи в универсальном магазине. Лучшие произведения (вернее, те, которые в условном мире современного искусства обозначены как лучшие) зарезервированы, как правило, еще до открытия, и дилеры используют любые средства, чтобы стать первыми: уже вошла в анналы история нью-йоркского дилера Филиппа Сегала, обрядившегося в парик и загримировавшегося, чтобы проникнуть на ярмарку раньше конкурентов. Что не удивительно – в Базеле продается все и очень быстро.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
496
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2213
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1448
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1082

Другие новости