Словацкая Братислава – город небольшой и тихий. Жизнь тут своя, по европейским меркам провинциальная. Тем не менее в последние годы в этой крошечной столице возник небывалый прежде интерес к современному искусству. Может быть, не без влияния расположенной в непосредственной близости Вены. Появились галереи, продающие современное искусство. Открылись музеи, показывающие его. Первым из них стал частный проект Данубиана (Danubiana), расположенный в 15 километрах от Братиславы на небольшом полуострове, омываемом широко раскинувшимся в этой местности Дунаем.
Существующий уже девятый год музей возник на основе частного собрания голландского коллекционера Герарда Меленстена. Почему коллекции не жилось собственно в Нидерландах, господин Меленстен не объяснил, но то, что его инициатива явно пошла на пользу Словакии, очевидно – музей быстро стал современным и динамично развивающимся центром. Затейливо спланированное здание, внешне напоминающее корабль, имеет выставочную площадь 8 тыс. кв. м и окружено парком скульптур. Ходишь и завидуешь – в Москве такой музей сделать вряд ли возможно: в центре с трудом найдется место, за городом – едва ли найдутся посетители. Правда, и до Данубианы из Братиславы добраться пока можно лишь на личном транспорте, а если на автобусе, то только до соседнего поселка. Зато уж точно никаких пробок, да и организаторы планируют в ближайшем будущем пустить маршрутку прямо из центра Братиславы. По общей идее напрашивается сопоставление с датской Луизианой – при этом лестном сравнении директор Данубианы Винсент Полякович довольно заулыбался.
Пусть Данубиана пока не так известна, но и в ее архиве уже немало интересных проектов. Утвердившись на словацкой почве, обратились к соседям – показали австрийское и венгерское современное искусство. Следующим шагом стала Россия – на прошлой неделе в музее открылась выставка «Современное российское искусство», которая продлится в течение всего лета.
Таких масштабных гастролей русского современного искусства не только Братислава, но и вообще Восточная Европа еще не видела. Инициативу двух московских частных образований – музея Art4.ru и галереи pARTner project – поддержало как Министерство культуры Словакии, так и российские государственные институции – ГЦСИ, РосИЗО, Министерство культуры. На открытие приехал и посол РФ в Словакии Александр Удальцов. Говорил о важности культурного обмена, пожелал удачи, правда, не только в деле продвижения культуры, но и в футболе – сборная России в этот вечер играла с Грецией.
Впрочем, о футболе довольно быстро забыли – слишком интересно было посмотреть, что скрывается под столь нейтральным названием, которое кураторы выставки выбрали намеренно. Art4.ru и pARTner project привезли почти все главные имена русского contemporary art начиная с шестидесятников – всего около 170 работ 69 авторов. Кураторы построили экспозицию по принципу диалога всего со всем – разных поколений, отдельных личностей, исторических событий и эпох. Все вещи хорошо известные – московский зритель так или иначе мог видеть их в течение последнего времени в стенах обеих галерей. А вот для словацких любителей прекрасного многое (если не все) стало открытием.
Реагировали с интересом. Смеялись над Куликом, в голый зад которого вцепились собаки (принт из «Русской версии»). Уважительно кивали, поглядывая на Уорхола, волей Виноградова и Дубосарского позировавшего на фоне храма Христа Спасителя (Уорхола в Братиславе любят, даже памятник ему поставили, вроде как родители отца поп-арта происходят из этих мест). Вчитывались в записки на «Коммунальной кухне» Кабакова, компанию которому в отдельном зале составил Богдан Мамонов с работами из проекта «Интимная жизнь Григория Шпейера», который недавно завершился в pARTner project. Кстати, Мамонов – единственный русский художник, который лично приехал на открытие выставки в Данубиане. Экспозицией, как и соседством своих работ с кабаковскими, кажется, остался доволен.
Особый ажиотаж вызвала видеоинсталляция «Синих носов», аккуратно спрятанная в углу темной комнаты рядом с огромной «Red Square Mona Lisa» Георгия Пузенкова и металлическими конструкциями Ани Желудь. Выстроилась целая очередь желающих заглянуть в черный ящик, в котором двое небритых мужиков живут своей обычной биологическо-мужицкой жизнью.
В экспозиции первого зала-холла преобладал красный цвет, одновременно привлекающий внимание и демонстративно отсылающий к эпохе, которую и мы, и словаки помним одинаково хорошо. Здесь полотно Эрика Булатова «Русский XX век», стеклярус Ольги Солдатовой, «Коллективное красное» Арсена Савадова и классная тумба «Сделано в СССР» Ростислава Лебедева, на которую весь вернисаж пытались что-то поставить, положить или просто присесть. Красный цвет на работах дополнил приглашенный словацкой стороной ансамбль белокурых скрипачек в красных платьях, лихо отплясывавших в перерывах между едва узнаваемыми классическими сонатами. Вместе с девушками веселились и все остальные, а Винсент Полякович даже сменил официальный костюм на неизвестно откуда добытые русскую рубаху и буденовку. Впрочем, горячие словацкие плюшки и щедро разливаемая сливовица настойчиво напоминали, что русские здесь – все же гости. Правда, желанные.