0
1155
Газета Тема Интернет-версия

20.06.2008 00:00:00

Когда словак надевает буденовку

Тэги: город, интерес, искусство, музей


Словацкая Братислава – город небольшой и тихий. Жизнь тут своя, по европейским меркам провинциальная. Тем не менее в последние годы в этой крошечной столице возник небывалый прежде интерес к современному искусству. Может быть, не без влияния расположенной в непосредственной близости Вены. Появились галереи, продающие современное искусство. Открылись музеи, показывающие его. Первым из них стал частный проект Данубиана (Danubiana), расположенный в 15 километрах от Братиславы на небольшом полуострове, омываемом широко раскинувшимся в этой местности Дунаем.

Существующий уже девятый год музей возник на основе частного собрания голландского коллекционера Герарда Меленстена. Почему коллекции не жилось собственно в Нидерландах, господин Меленстен не объяснил, но то, что его инициатива явно пошла на пользу Словакии, очевидно – музей быстро стал современным и динамично развивающимся центром. Затейливо спланированное здание, внешне напоминающее корабль, имеет выставочную площадь 8 тыс. кв. м и окружено парком скульптур. Ходишь и завидуешь – в Москве такой музей сделать вряд ли возможно: в центре с трудом найдется место, за городом – едва ли найдутся посетители. Правда, и до Данубианы из Братиславы добраться пока можно лишь на личном транспорте, а если на автобусе, то только до соседнего поселка. Зато уж точно никаких пробок, да и организаторы планируют в ближайшем будущем пустить маршрутку прямо из центра Братиславы. По общей идее напрашивается сопоставление с датской Луизианой – при этом лестном сравнении директор Данубианы Винсент Полякович довольно заулыбался.

Пусть Данубиана пока не так известна, но и в ее архиве уже немало интересных проектов. Утвердившись на словацкой почве, обратились к соседям – показали австрийское и венгерское современное искусство. Следующим шагом стала Россия – на прошлой неделе в музее открылась выставка «Современное российское искусство», которая продлится в течение всего лета.

Таких масштабных гастролей русского современного искусства не только Братислава, но и вообще Восточная Европа еще не видела. Инициативу двух московских частных образований – музея Art4.ru и галереи pARTner project – поддержало как Министерство культуры Словакии, так и российские государственные институции – ГЦСИ, РосИЗО, Министерство культуры. На открытие приехал и посол РФ в Словакии Александр Удальцов. Говорил о важности культурного обмена, пожелал удачи, правда, не только в деле продвижения культуры, но и в футболе – сборная России в этот вечер играла с Грецией.

Впрочем, о футболе довольно быстро забыли – слишком интересно было посмотреть, что скрывается под столь нейтральным названием, которое кураторы выставки выбрали намеренно. Art4.ru и pARTner project привезли почти все главные имена русского contemporary art начиная с шестидесятников – всего около 170 работ 69 авторов. Кураторы построили экспозицию по принципу диалога всего со всем – разных поколений, отдельных личностей, исторических событий и эпох. Все вещи хорошо известные – московский зритель так или иначе мог видеть их в течение последнего времени в стенах обеих галерей. А вот для словацких любителей прекрасного многое (если не все) стало открытием.

Реагировали с интересом. Смеялись над Куликом, в голый зад которого вцепились собаки (принт из «Русской версии»). Уважительно кивали, поглядывая на Уорхола, волей Виноградова и Дубосарского позировавшего на фоне храма Христа Спасителя (Уорхола в Братиславе любят, даже памятник ему поставили, вроде как родители отца поп-арта происходят из этих мест). Вчитывались в записки на «Коммунальной кухне» Кабакова, компанию которому в отдельном зале составил Богдан Мамонов с работами из проекта «Интимная жизнь Григория Шпейера», который недавно завершился в pARTner project. Кстати, Мамонов – единственный русский художник, который лично приехал на открытие выставки в Данубиане. Экспозицией, как и соседством своих работ с кабаковскими, кажется, остался доволен.

Особый ажиотаж вызвала видеоинсталляция «Синих носов», аккуратно спрятанная в углу темной комнаты рядом с огромной «Red Square Mona Lisa» Георгия Пузенкова и металлическими конструкциями Ани Желудь. Выстроилась целая очередь желающих заглянуть в черный ящик, в котором двое небритых мужиков живут своей обычной биологическо-мужицкой жизнью.

В экспозиции первого зала-холла преобладал красный цвет, одновременно привлекающий внимание и демонстративно отсылающий к эпохе, которую и мы, и словаки помним одинаково хорошо. Здесь полотно Эрика Булатова «Русский XX век», стеклярус Ольги Солдатовой, «Коллективное красное» Арсена Савадова и классная тумба «Сделано в СССР» Ростислава Лебедева, на которую весь вернисаж пытались что-то поставить, положить или просто присесть. Красный цвет на работах дополнил приглашенный словацкой стороной ансамбль белокурых скрипачек в красных платьях, лихо отплясывавших в перерывах между едва узнаваемыми классическими сонатами. Вместе с девушками веселились и все остальные, а Винсент Полякович даже сменил официальный костюм на неизвестно откуда добытые русскую рубаху и буденовку. Впрочем, горячие словацкие плюшки и щедро разливаемая сливовица настойчиво напоминали, что русские здесь – все же гости. Правда, желанные.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
523
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2246
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1474
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1101

Другие новости