0
732
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

08.06.2006 00:00:00

Театр прав

Тэги: театр


В чем предназначение театра? Странно полагать, что театр есть прежде всего предвосхищение кинематографа, и после того как люди научились снимать себя и показывать, живое представление стало менее значимо. Наоборот, оно стало более значимо. Театр предстал в самодостаточной суверенной наготе.

Главное в театре – уязвимость, риск, отсутствие дублей. Изначально явление театра терпко-сладостно тем, что любой из актеров может поскользнуться, сбиться, сорвать голос, да просто помереть на сцене. Это надрыв достоверности. Античный театр рифмуется с античными боями гладиаторов. Зрелище. Долгое. Древние спектакли шли сутками, выжимая актеров. Никак не случайно, что болезненное внимание драматургии уделяют Сартр и Камю. Театр экзистенциален. Мы сидим в зале, а актер мучается, стареет на наших глазах, напрягает связки и память, у него бьется сердце, обреченное однажды остановиться.

Зрители и актеры обмениваются сердцебиением. Кто главнее?

Если кинопросмотр – это садо-мазо в пользу фильма, которому не больно, а мы за время просмотра теряем кусок жизни, то театр – это садо-мазо в пользу зала, впитывающего корчи и вопли паяца.

Художественный театр начинается с вешалки. Встав на сцену, актер сует голову в петлю. Театр социальный вешалкой кончается. Петлями и фонарями. И все становится уже не игрой. Однако это тоже злая разновидность спектакля.

Люди играли и раньше, но думали, что не играют. Они действовали отчаянно, всерьез, отдавая жизнь за выбранную всем сердцем роль. На полном серьезе люди верили в идеологию как в религию, люди верили и в идеологию, и в религию, люди ждали, что некие реализованные тезисы могут решительно изменить судьбу мира. Тогда игра была, во-первых, самозабвенно детской (играя, дети способны запытать жертву до смерти или прыгнуть, взявшись за руки, с крыши), во-вторых, это была игра в мистическом значении, игра не развлекательная, а в высшей, звездной степени драматичная (как у пастернаковского Гамлета: «Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси!»).

Сегодня всерьез отстаивают нерасщепляемые идеологические принципы либо шарлатаны, спекулирующие на смутных настроениях обывателя, либо люди недоразвитые или и вовсе неразвитые.

Человек, обладающий широтой и минимальным даром провидения ближайших человеческих перспектив, понимает, что смысловое настоящее и будущее лежит в области синтеза. Синтеза, а не доктринерства. Не важно, каким будет это доктринерство, но приговор истории ясен: монополизация истины всегда будет вести к регрессу и человеческим несчастьям.

Поэтому – синтез. Поэтому игровое начало. Сегодня мы наблюдаем публичных персонажей, якобы противоположных друг другу по взглядам, но открыто упражняющихся в актерском мастерстве. Целая труппа трибунов. Вопрос уже не в столкновении «чисто конкретных патриотов» с «чисто конкретными либералами», а в том, кто круче отмочит и зажжет. Этот достаточно циничный театр – зародыш нового реального бытия. Медленно, но верно, из яростных реплик двух дерущихся петрушек вырабатывается идейная, реалистичная, не шутовская основа для существования новых поколений.

Но до этого искусственность и условность оппонентов должны дойти до крайности. Плод театра должен перезреть.

Какой будет затем идея, способная захватить души, объединять, а не сталкивать? Вряд ли идея зажима и праведной регламентации жизни, но и вряд ли демагогическая идея «свободы» в ее прежнем дискредитированном формате. Возможно, восторжествует «новая витальность», драматичная мистерия, но, надеюсь, это будут не петли с фонарями.

В любом случае будущее, хоть и приобретет смысловую начинку, по форме обязательно будет театрально. Артистизм, твой собственный и чей угодно, вообще выручает, спасает от самоубийственного пустого цинизма. Митинг с лозунгами или чудодейственный жреческий ритуал – все театр.

Скоро зрелище шагнет в жизнь. Вырвется за пределы театральной залы или наэлектризованной телестудии. Попадет в массы, на площади, в сознание миллионов. Зрелище зашагает┘ Здравствуй, общество зрелищ!

И следом вернется смысл.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
712
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
702
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
575
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
370

Другие новости