0
798
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

09.12.2004 00:00:00

Настоящая революция

Тэги: украина, революция, свобода


Есть у меня один товарищ - воплощение адекватности. (Адекватность - это когда человек видит на столе банку малинового варенья и говорит "банка малинового варенья".) Во дни эйджент-оранджевой революции в Киеве он, подобно большинству офисных сидельцев, торчал в интернете. Хлопал себя по коленкам, ахал, охал, хихикал... А когда в конце концов, едва не опрокинув стул, бросился ко мне с ликующим воплем: "На штурм пошли!" - я раздраженно спросил: "Да что ж вы так паритесь?" Товарищ пожал плечами. "Ну как┘ вот вы же футбол смотрите┘" Это была лучшая в мире лекция о сущности демократии в современном мире.

Сразу стало понятно, что движет гражданами независимой Украины. Сами такие были, когда маршировали по улице Горького "за отмену шестой статьи". Кришнаиты, монархисты, гомосексуалисты┘ Красиво. При этом у всех алиби - мы тут не развлекаемся (хотя на самом деле, разумеется, развлекаемся), а "боремся за свободу". Нам объяснили: если отменить коммунистов, в книжных магазинах будет много Солженицына и Набокова, а в продуктовых - сыра и колбасы. Вот мы и шли: кто за Набоковым, кто за колбасой, а кто и за харе-кришной. Ведь что такое свобода, каждый понимает по-своему.

Таков рецепт любой революции: одним обещают землю, другим - фабрики, третьим - девок и водку, а чтобы благие цели между собою не конкурировали, называют все это обобщенным словом "свобода". Вот за такую свободу и сшиблись горемычные украинцы. Одни, например, за то, чтобы их присоединили к Америке и зарплата называлась уже не "получкой", а "годовым доходом". Другие, напротив, - за то, чтобы их присоединили к России, потому что "┘я уже старая, куда я поеду, а детям трудно, я же понимаю, а вот раньше-то хорошо было, приезжали на каждые праздники, и с Ленинграда, и с Ростова, и все веселились, я столько всего готовила".

Политологи, люди крайне неадекватные (видя банку малинового варенья, говорят не "банка малинового варенья", а "подумаем, кому это выгодно"), пишут в своих газетах: "На выборах в Украине речь идет не о борьбе демократии против абсолютизма, а о борьбе трех финансово-промышленных кланов". Типичный признак первобытного мифологического сознания. Как в гомеровской Древней Греции - сплошные олицетворения и персонификации. Олицетворение Демократии пронзает золотым копьем персонификацию Тоталитаризма. Непонятно только, куда люди делись.

А они никуда не делись, постоят на площади и разойдутся жить дальше. Без всякой свободы, потому что там, где нужно растить детей, любить жену и кормить мужа, свободы бывает не больше, чем трезвых на празднике. Хорошо, кстати, написал публицист Дмитрий Быков. Когда киевские "оранжисты" хвастали перед ним, как много добрых чувств пробудила в них революция: "Ходили донецких кормить, они же там все голодные", - он заметил: "Пьяный человек тоже нередко бывает добр, но вот находится ли он в этот момент ближе к Богу - еще вопрос".

Увы, в жизни все просто. Ближе к Богу пребывает не тот, кого надули "правами", а тот, кто придавлен долгом. Свобода - это сладкий сон повседневности, а жить приходится наяву. Американские политтехнологи, планировавшие "народные революции" в Сербии, в Грузии и на Украине, не случайно придумали для своих проектов растительные названия. "Растительная жизнь" - значит инстинктивная, бессознательная. Наряжая людей, как елки, в цветные майки и ленточки, они делали ставку на сон разума. А слова "свобода", "независимость", "демократия" вбрасывали в толпу для алиби - чтобы сознание не знало, что оно спит. Чтобы, ратуя за торжество рок-н-ролла, унижение москаля и неизбывную колбасу, студенты и домохозяйки считали себя субъектами истории. Совсем как мы, когда во имя права читать все, что хочется, предавали свою страну.

Есть только один способ не быть обманутым - жить своей жизнью. В общем и целом это называется "либерализм". Однако это слово запятнано. Либеральная идея в нашей стране попала в плохие руки. Во-первых, те, кто утверждал примат личного чувства над историческим и гражданским, подразумевали под "личным" эгоистическое и корыстное. Во-вторых, пафос личного проживания истории был превращен в политический фетиш, ради которого положено голодать, холодать, драть глотку и ложиться брюхом на баррикады. Не идея для человека - а человек для идеи. Точнее, для того, кто эту идею ему навязывает. Как говорит мой товарищ (тот самый, воплощение адекватности), "если ты в чем-нибудь убежден - подумай, кем убежден и для чего". Все хорошее погибает, превращаясь в идеологию. Истина не рождается в спорах. Она предпочитает тишину и покой. Одиночество. Однажды Петр Мамонов в ответ на вопрос "как дела" ответил: "Тихо-тихо стараюсь жить". Это была лучшая в мире лекция обо всем.

В своих выпусках "Внеклассного чтения" (какое счастье, что они перемежаются полосами про Оруэлла и Майн Рида) я стараюсь следовать этой истине. Поэтому они состоят из дневников и писем, зачастую не предназначенных к публикации. Для себя люди писали. А я ворую. Зачем? Для того, чтобы те, кто живут своей сокровенной "нелегитимной" жизнью, поняли: они не являются стыдным исключением из навязываемого "хозяевами дискурса" правила. Они "легитимны", они правы, их много, они - правило. А газетная и телевизионная трескотня - исключение. Вот и неплохо бы нам узнать о существовании друг друга. Чтобы осознанно противостоять глобальной информационной энтропии - то есть унификации, усреднению, и разупорядочиванию жизни. Если интриганы-политтехнологи узнают о нашем с вами существовании, им придется считаться с этой "новой реальностью". Достаточно показать, что реальность "сложилась", и времена не быстро, но переменятся.

Вот это и будет настоящая, единственно возможная революция. Ведь слово "революция" означает вовсе не "переворот", нет. Оно означает "возвращение к исходному состоянию".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
817
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
921
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
565
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
665

Другие новости