0
1002
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

07.10.2004 00:00:00

Ты служи, Витек, Отчизне

Тэги: автор, ляпы, дебют


Я никогда не забуду редакторшу в одном эстетском издательстве. Тогда мне только дали "Дебют" и зачем-то к "молодому автору" решили приставить редакторшу-минарет, отбрасывавшую длинную палачью тень. Не помощницу - запятые и тире выправлять или намекнуть на возможность замены эпитета... Врага подсунули, гнусную кровопийцу. "У тебя девушка называет героя на вы. Нельзя! Они же молодые..." - поучала тупица. Я тогда отказался от книги. Книга вышла под присмотром другой тетки, покромсанная, но милосерднее.

Меня трясет, когда я лышу: "желторотые", "зеленые", "ляпы". Ну ляпы. Лучше вольный перл, несущий в себе тайну простора, чем штампелеванный поток иных интеллектуалов, непроглядно-смрадный, из которого едва одну идейку отцедишь.

Словесность - это магия, она иррациональна и берет не штампами, а новорожденным миром, освежеванным, через ЧУВСТВО пропущенным.

Симпатичная леди-филолог из проекта "Филолог" прислала мне (мол, посмейся) подборку графоманов-погодков под заголовком "Не пишите такое больше никогда!" Никогда? Какая-то обреченность геноцида. Фашизм какой-то. Обыкновенный. Зализанный.

Итак, примеры, как якобы писать не надо. "Тело н е р в н о изнывает, К томной встрече призывает, Белизной сплошной впотьмах" (Олег Мятежный), "Ощущается запах сопливого носа" (Ясон), "Я пыталась покончить с собой... Было лезвие, ванная комната, И рука... Я ПОШЛА НА УБОЙ, Видно, с детства умом малость тронута..." (Крутова Марина).

Ого! Never more? Always! Настоящее, живое, чего так я желаю для "Свежей крови". Национальная культура прирастает, и искусство вселенское полнится дикими, чуткими, с бесчинным замахом садами. Плоды сочно кислят. Искреннее жаль не "графоманов", а книжников, фарисеев и аккуратных садовников.

Пишите, пишите, пацаны, девчата, больше и по-всякому! И думайте, чего хотите, обо всем на свете...

На этом сегодняшнее "В упор" не заканчивается.

В "живом журнале" интернета дискуссия началась.

Юзер Vasssilina (Орлова) вывесила несколько попавших к ней стихотворений некоей Юлии Соболенко, 14 лет, поселок Светлый Бор, Белоруссия.

Красная вишня
В нашем старом дворике
росла,
Красная вишня
О любви нашей секреты
знала.
А я встречалась с Витькой,
Из соседнего двора,
И под этой вишней
Мы целовались до самого
утра.
Красная вишня - спелая,
Первая любовь, красивая.
Красная вишня - сладкая,
Первая любовь, настоящая.
Но наступившая осень
Разлучила нас,
Витек ушел служить,
А я пошла в десятый класс.
Ты служи, Витек, Отчизне,
Хорошо служи,
Писать тебе я буду письма,
Любить как прежде и ждать.

По поводу "славянского рэпа" состоялся такой диалог:

Shargunov: Стихи бледноваты. Поярче звучат на "Русском радио". Безо всякой издевки...

Vasssilina: Скажи еще, что много есть стихов более правильных, с лучшей рифмой, в актуальных поэтиках написанных. На "Русском радио"! Е. Человек душу излил. Меня вот тронули эти стихи, да.

S: Хорошо, что тебя тронули. Хорошо, что человек излил душу. А у миллионов заходятся сердца под популярные песни. Главное, не ударяться в сектантское опрощение - вопиюще антинародное. Сохраним равновесие.

V: Не знаю ни о каких равновесиях. Не знаю ни о каких сектантских опрощениях. Я знаю: Каникулы в разгаре! Я в солнечном загаре! - и далее по тексту.

S: А ты ждала - и колечко не снимала... А кто дарил - никому и не сказала. Колечко на память кольцо, давно это было давно, зачем я колечко дарил, сердечко твое бередил? Нравится? Мне - да.

V: Это песня, которая написана взрослыми дядями для четырнадцатилетних девочек. Чтоб девочки плакали. А дяди, когда писали, наверняка хихикали себе в карман. А я предлагаю стихи самой четырнадцатилетней. Это совсем другое.

S: Стихи твоей белоруски явно связаны с масскультом. Грань между хитом, индивидуальным листком со стишком и национальной частушкой - туманна. В лучших проявлениях попсы - туманна. Соглашусь: без такого родного тумана, имя коему умиление, не будет никаких "шедевров" и "качественных книжек".

Далее зашумел хор матерых пользователей. Кто-то проницательно заметил, что для простушки Юли Соболенко попсовые песенки - часть ее мира, словно щебет птичек за окном.

Для меня, кстати, тоже...

Есть и другой слух, другое ухо - москвич Михаил Боде иронично и отчужденно внимает радио. И его радио, как песня птиц, правда, не соловушек, а урчание птеродактилей.

Есть Данил Файзов. Настоящий пацан, месяц греющий кости на печи в деревне, остальное время - обитающий с модной книжкой в столичном заведении "Билингва". Для него и перехлоп крыл, и шелест страниц - роднятся.

В интернет-полемике нашлось естественное большинство, расценившее Юлины вирши как детский незрелый лепет. Сие большинство: здравый смысл, рассудительность, кулацкая сметка... Единицы же раздули на фоне Юлиных милых строк тусклый шар очистительного "постинтеллектуализма" - постной клизмы. О, воздушные ваятели, террористы-эсеры...

Государство строят усилием воли. Художественное произведение создается принципом подражания и хотя бы смутно отраженным в уме КАНОНОМ. Избу строят выучка, пот, мышцы, топор. А не клизма, не деконструкция смыслов через мнимую близость к бездорожью.

У Юли чудесное, чуточку щемящее стихотворение. Юля, и Ира Денежкина, и все наши девочки, от Урала до Минска, розовощеки и богоносны. Однако ужасно, коль однажды некие умники пресыщенно заявят: "Здравствуй, золотой эталон литературы! Не надо, туземцы, никуда развиваться, слава вигвамам!" Тут и кроется пресловутая русо- или белорусо-, короче, народофобия.

Вообще же приведенное стихотворение хорошо старомодностью, нежно брезжущим реализмом или даже акмеизмом, пока слабо явленным в современном искусстве. Творчество масс нынче состоит, увы, в подражании Земфире. Среднестатистический стихотворец в России пишет не прозрачно, а мглисто, мудрено, со сдвигами, "психоделически". Надеюсь, вы понимаете: у профессональных авторов группа "Руки Вверх!" вырастает до Рубцова, Земфира до Бродского и Кортасара...

Нужны непривычные синтезы и незаемные песни.

Новое открывается ляпами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
714
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
702
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
576
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
370

Другие новости